ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
землю, но далеко не каждый из них имеет свое небо; однако если он егу и "получает", его небо коренным образом отличается от не ба другого героя. Небо князя Андрея, которое он обрел будуч^ тяжело раненным на поле Аустерлица, - дневное, "неизмеримо высокое", "вечное" небо, но эти небо было не я с н о е, а "с тихо ползущими по нем серыми облаками", "сквозь которые виднелась синеющая бесконеч ность" ^4, 554, 566). Небо князя Андрея - это небо, абсолютно противоположное земле, противоположное жизни, в которой герой тек до конца и не разобрался, не уяснил себе смысл своей траги чески оборвавшейся жизни. Накануне суровых испытаний, которые ждали Россию и лично Пьера Безухова, ему, пылко влюбившемуся в Наташу Ростову, тоже открылось впервые н е б о , ночное "темное звездное небо" с ог ромной яркой кометой 18X2 года, "которая предвещала, как говори ли, всякие ужасы и конец света" (.5, 387-388). Однако стоявшее над "грязными, полутемными улицами, над черными крышами" небо и комета Пьера пилнистью отвечали той высоте, на которой находи лась его просветленная любовью душа, а не возбуждали в нем ника кого страха, напротив, окрыляли его душу, как бы готовя ее к пре одолению мучительных трудностей, которые ожидали героя на темной земле, связанной с черным звездным небом как бы вонзившейся в нее стрелой яркой грозной кометы. Иное небо увидел Пьер, находясь в плену у французов и каждую минуту подвергаясь смертельной опасности, ато было находящееся на грани дня и ночи вечернее небо, которое как 04) сливалось с землей, переходило л землю, открывая Пьеру светлую, колеблющуюся, зовущую в себя бесконечную даль, даль не только внутренней свободы, кото рую Пьер постиг В плену, но и свободы внешней, которую ему пред стояло завоевать. Никилаю Ростову небо впервые открылось во время обстрела русских французами на переправе через реку Эно. "Как хорошо пока залось небо" Николаю Ростову перед лицом смерти, "как голубо, спокойно и глубоко!" Однако небо интересует Николая Ростова дншь постольку, поскольку оно напоминает ему о •з е м л е и ю н к о о земле. После голубого, спокойного и глубокого неба (то есть неба, открытого только внешнему чувству Николая Ростова, в отличие от.неба Андрея Болконского, постигаемого разумом, - "бес конечное", "вечнре", "справедливое", "доброе" небо, - и неба Пье ра Безухова, предстающего перед нравственным сс-заа; /ем героя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=