ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

тных линий) то и дело размыкается у Толстого открытым,. поступа­ тельным линейным временем", причем точка пересечении "круга" пространства и "линии" времени является у писателя точкой "взры­ ва" постепенности в жизни героя или героев, находящихся в э т о й точке, моментом их свободного волеизъявления, что ведет к кру­ тому повороту в их судьбах и вместе с тем к существенному пере­ осмыслению ими своего места в мире: "диалектика души" героев проникается эпикой, герой не только переживает то или иное собы­ тие своего времени, но и .становится участником исторического про­ цесса. Так, пространство салона Анны Павловны Шерер в июле 1805 года было разомкнуто временем наполеоновского вторжения л Италию, в результате чего князь Андрей, вырвавшись из "заколдованного круга" этого пространства, уходит на войну. Так, "ббжитый" в'во- обракании, замкнутый в кольцо славы "Тулон" князя ТГндрея разомк­ нулся временем Аустерлица и был полностью развенчан совестью ге­ роя. Так_, в имение Андрея Болконского "постучалось" время начав­ шихся было преобразований в России, и герой Толстого уезжает в Петербург, чтобы послужить на пользу отечеству, и т.д . Напротив, разомкнутое, эпическое пространство "Войны и мира" пространство вершащейся пи законам необходимости всечеловечес­ кой деятельности, будь то повседневные занятия людей, народное торжество или беда нариднай)' замыкается "кругом вечности"х как непреходящей основой бытия и мерилом истинных ценностей в чело­ веческой жизни. "Круг вечности" - это не тольки точный художественный образ, это образ-понятие, с помощью которого Талетой пытался сопрячь внешне несопрягаемое - Пространство и время) это тот интеграл, который объемлет внутренне дифференцированное пространство и вре­ мя романа-апопэи "Война и мир", сочетающее в себе и центростреми­ тельные, и центробежные силы. Центрами приложения этих сил у Толстого выступают прежде всего противостоящие друг другу и в то же время взаимосвязанные и так или иначе вззимиперехо^ящие в зависимости от точки зрения героя сферы кеба и земли. Каждый толстовский герои имеет свою ^ Толстой полагал, что в последнем анализе "мы приходим" имен­ но к "кругу вечности": это крайняя грань, "к которой приходит ум человеческий , если .играет своим предметом" (.7, 336).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=