ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
проявляется, по Толстому, в частности, в том, что для разума пространство со всеми его формами бесконечно и независимо от че ловека, сознание же отождествляет себя с пространством, ибо, яв ляясь сущностью человеческой жизни, оно диктует, что "в се , что существует,кесть Только я! следовательно, я включай пространст во" (.7, 350)% Однако эти неразрешимые противоречия существуют, по мнению Толстого, только в сфере " ч и с т о й " мысли, но не в жизни и не в художественном творчестве, поскольку практическая жизнь и худо жественное творчество на каждом шагу снимают противоречия между разумом и сознанием, необходимостью и свободой, природой и об ществом. Дело в том, что противоречивость разума и сознания у человека труда, а также у художника предстает, с точки зрения Толстого, не как метафизическая, а как, по сути, диалектическая противоречивость и, следовательно, является бэзой и стимулом для все более углубленного познания и совершенствования мира и чело века в этом мире. Процесс познания человеком мира с помощью разума и самопоз нания с помощью сознания у Толстого есть прежде всего процесс уяснения места человека в мире. И поскольку это место постоянно о г р а н и ч е н о , процесс его познания всегда осуществляется на грани прошлого и настоящего, когда человек осознает себя сво бодным и в то же время разумом понимает предел этой свободы, как необходимый для утверждения своей сущности предел. Для каж дого человека это предел особый, но для всего человечества он у Толстого является единым пределом. * Будучи своеобразным аналогом действительного пространства, как его представлял себе Толстой, художественное пространство в "Войне и мире" еоть нечто единое и в то же время диффергнциро- ванное, р а з г р а н и ч е н н о е подвижными, постоянно меня ющимися "рамками". Анализ романа-эпопеи убеждает, что со сферой необходимости, как ее себе мыслит Толстой, с е я з э н о то художественное простран ство, которое, вероятно, лучше всего определить как эппческбе пространство, тогда как со сферой свободы сопряжено романное пространство. Главной особенностью пространства в "Войне и мире" является, его противоречивый, замкнуто-разомкнутый характер. ' ■ Замкнутое, романное пространство ^пространство салена, ка бинета, го с т и н о й и т .д ., где происходит "сцепка" интимных cr*s~ 3.5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=