ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

чего немыслимо существование и человека как индивида и челове­ чества как рода. "Все без исключения случаи, в которых увеличи­ вается наше представление о свободе и необходимости, - писал Толстой, - имеют только три основания: Г) отношение человека, совершившего поступок, к внешнему миру, 2) ко времени и } ) к причинам, произведшим поступок"^ Решая философский вопрос о границах свободы и необходимости и в конечном счете о пределе человеческой природы, Толстой отме­ чает, что "представление наше о свободе и необходимости посте­ пенно уменьшается и увеличивается, смотря по большей или меньшей связи с внешним миром, по большему или меньшему отдалению време­ ни и большей или меньшей зависимости от причин, в которых рас­ сматриваем явление иизнй человека" р7, 346). Толстой убежден,что нет и не может быть для человека ни полной свободы, ни полной необходимости; все зависит от точки зрения человека на свободу и необходимость, и ата точка зрения обусловлена прежде всего пози­ цией, с которой человек рассматривает эту проблему, позицией,на­ ходящейся в определенном пространстве, времени .и обусловленной определенной причинностью. итиошение Толстого к пространству противоречиво. И дело не только в том, что пространство, с точки зрения писателя, много­ мерно, но и в том, что он полагает: человек постигает мир и са­ мого себя при помощи отнюдь не идентичных друг другу разума и сознания. Т олстой исходит из того, что с точки зрения разума пространство есть нечто объективное, « точки зрения сознания пространство - субъективно. И поскольку к а ж д ы й человек,по Толстому, выступает в качестве меры вещей, а разум и сознание каждого человека относительны ^подобно тому, как относительно пространство, в котором и которым живет человек), постольку каж­ дый человек имеет дело со с в о и м и , только ему открывающими­ ся пространственными отношениями. При этом сущность этих отноше­ ний постигается т о л ь к.о человеческим разумом и ни в коей мере не сознанием, которое есть "совершенно отдельный и незави­ симый от разума источник самопознания", вследствие чего посред­ ством разума "человек наблюдает сам себя" и окружающую его объ- ежтивную действительность, но "знает он сам себя только через сознание" ^7, 337; . ‘ Подобная противоречивость человеческого разума и сознания 52

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=