ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
А. А. ГАЗИЗОВА МПГУ им. В.И.Ленина ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ Л.НЛиЛСТОГО: К ПРиБЛЕАЗ РЕАЛИЗМА В ДНЕВНИКАХ 90-х ГиДиВ В России в силу исторических и общественно-политических усло вий писатель всегда был не просто комментатором события - он был носителем новых идеи, или, как говорят, пророком, провидцем. Френсис Кинг* 90-е годы - один из значительных этапов в жизни и творчест ве Л.Н.Толстого. Идейный перелом, философские искания, практиче ский поиск приемлемых форм перехода к патриархальному крестьян скому образу жизни потребовали переосмысления роли искусства в обществе, обретения новой эстетпческои позиции. Все ясней пони мал он, что глубокий кризис в искусстве вызван общим кризисом русский и общемировой действительности и что выход из него невоз можен без коренной перестройки мировоззрения. Исходя из своего понимания этой перестройки, он считал, что содержанием искусства должно стать "высшее религиозное сознание эпохи". В 90-е годы писатель ищет философского синтеза: такого по нимания реальности, искусства, смысла жизни, которое дало бы ему явный и практически полезный взгляд на мир. "Я хочу ясности",, - записал он в Дневнике 21 августа 1892 года2, он искал синтеза личного и всеобщего начал и считал его необходимым условием до стойной и гармоничной судьбы, ин жаждал иного, чем прежде, един ства искусства и жизни и разрабатывал критерии "другого" искусст ва, ориентированного на народ, понятного народу, - самая главная идея реализма позднего Толстого. Лс. аннп эти освещены мечтой дать людям новый "взгляд на вещи", написав для них книги, прак тически ценные, помогающие жить достойно, ин хотел, чтобы е го ; книги стали "учебником жизни" и помощником человека: "Энать нуж но только то, как нить" (.52, 2и). А так как счч-.е положительные люди для него - крестьяне, то и речь идет о писании книг "не для сытых", ин задумывает написать новые книги: "пни будут совсем другие", уценивая "Воскресение", пишет: ” . . . ложно начато", 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=