ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

ки - единственных носителей еще уцелевших ростков нравственности и человечности... Жизненная энергия буржуазного человека иссякла, и он способен только погрузиться в могилу наркотиков, пьянства и распутства. Эти безрадостные итоги, завершающие раздумья О’ Нила над судьбами его родины, отчасти соотносятся с теми упадочными настроениями, во власти которых находилась буржуазная интеллиген­ ция Америки послевоенных л е т"29. К счастью, подобное состояние духа не типично для О’ Нила, не мыслившего жизни без борьбы. В повседневности и творческой практике он в гораздо большей степени следует своему миропонима­ нию, сформулированному еще в 1922 году: "Тогда человек - пример духовной значительности, которой достигает жизнь, когда он ставит перед собой высокие задачи, когда личность ради будущего и его благородных ценностей вступает в схватку со всеми враждебными си­ лами внутри себя и вне себя"-^, ч10 удивительно совпадает с тол­ стовским решением проблемы "мир - человек": существующее (буржу­ азное) неразумно и несовершенно; движение от неразумности к ра­ зумности неизбежно. "Социалистические идеи, - объясняет критик, - не были открытием Толстого, но они нашли в его творчестве живое, хотя и противоречивое отражение. А когда речь идет о том, ,что Тол­ стой перешел рубикон собственности, важно подчеркнуть тот факт, что он осуществил это к а к в е л и к и й х у д о ж н и к , отразивший глубокие сдвиги в развитии общества"^. Толстовский способ отражения жизни (обусловленность характе­ ра сформировавшими его обстоятельствами, наполненность его кон­ кретными жизненными связями, зависимость от социальной среды) ока­ зал действенное влияние на формирование, становление художествен­ ного метода О’ Нила, решение драматургом проблемы героя. В этом жи­ вая преемственная свяэь идейно-художественных принципов драматур­ гии Толстого и О'Нила. Посмотрев в 1930 году на сцене Камерного театра (режиссер Александр Таиров) инсценировки своих пьес "Любовь под вязами" и "Крылья даны всем детям человеческим", О’ Нил в письме к труппе театра говорит: "Театр творческого воображения (к театру такого типе О’ Нил относил и театр Толстого. - в .К .) всегда был моим иде­ алом. . . . Камерный театр мечту преврзт.,л в реальность. . . . несмотря на языковые барьеры, все вы нашли во мне - так же как и я в вас - родственную душу, что мы будто давно знаем друг друга, что нас со­ единяет старая испытанная дружба - нет, товарищество! - и любовь к высокому театру"-^2. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=