ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
ки - единственных носителей еще уцелевших ростков нравственности и человечности... Жизненная энергия буржуазного человека иссякла, и он способен только погрузиться в могилу наркотиков, пьянства и распутства. Эти безрадостные итоги, завершающие раздумья О’ Нила над судьбами его родины, отчасти соотносятся с теми упадочными настроениями, во власти которых находилась буржуазная интеллиген ция Америки послевоенных л е т"29. К счастью, подобное состояние духа не типично для О’ Нила, не мыслившего жизни без борьбы. В повседневности и творческой практике он в гораздо большей степени следует своему миропонима нию, сформулированному еще в 1922 году: "Тогда человек - пример духовной значительности, которой достигает жизнь, когда он ставит перед собой высокие задачи, когда личность ради будущего и его благородных ценностей вступает в схватку со всеми враждебными си лами внутри себя и вне себя"-^, ч10 удивительно совпадает с тол стовским решением проблемы "мир - человек": существующее (буржу азное) неразумно и несовершенно; движение от неразумности к ра зумности неизбежно. "Социалистические идеи, - объясняет критик, - не были открытием Толстого, но они нашли в его творчестве живое, хотя и противоречивое отражение. А когда речь идет о том, ,что Тол стой перешел рубикон собственности, важно подчеркнуть тот факт, что он осуществил это к а к в е л и к и й х у д о ж н и к , отразивший глубокие сдвиги в развитии общества"^. Толстовский способ отражения жизни (обусловленность характе ра сформировавшими его обстоятельствами, наполненность его кон кретными жизненными связями, зависимость от социальной среды) ока зал действенное влияние на формирование, становление художествен ного метода О’ Нила, решение драматургом проблемы героя. В этом жи вая преемственная свяэь идейно-художественных принципов драматур гии Толстого и О'Нила. Посмотрев в 1930 году на сцене Камерного театра (режиссер Александр Таиров) инсценировки своих пьес "Любовь под вязами" и "Крылья даны всем детям человеческим", О’ Нил в письме к труппе театра говорит: "Театр творческого воображения (к театру такого типе О’ Нил относил и театр Толстого. - в .К .) всегда был моим иде алом. . . . Камерный театр мечту преврзт.,л в реальность. . . . несмотря на языковые барьеры, все вы нашли во мне - так же как и я в вас - родственную душу, что мы будто давно знаем друг друга, что нас со единяет старая испытанная дружба - нет, товарищество! - и любовь к высокому театру"-^2. 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=