ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

кий литературоведческий стандарт: "Воистину недоумеваешь, когда тебя называют то "низменным реалистом", то "мрачным натуралистом и пессимистом", то "залгавшимся романтиксм-морэлистом"2^. О’ Нил защищает право художника быть "характерным", "индивидуальным", "позитивным", вследствие чего его способ видения и отражения жиз­ ни невозможно "спутать с чьим-то еще, а также с целями и средства­ ми любой "модерной" или "предмодерной" школы"2^. н0 драматург не отрывает себя от традиции, определяя свою художественную систему как сплав, синтез, конгломерат тех черт, которые с наибольшей убе­ дительностью позволяют ему выразить свое эстетическое кредо: " . . . я пытался и пытаюсь быть чем-то вроде плавильного котла для всех этих методов, поскольку в каждом из них и вижу нужные мне достоин­ с т в а . . . " 26. Бесспорно, это сообщает драматургии О’ Нила яркую само­ бытность, неповторимость, позволяя решать кардинальную проблему - конфликт между буржуазным государством и личностью. Об этом драма О’ Нила "Луна для пасынков судьбы" (1942), в ос­ нове сюжета которой - история разбитой жизни Джейми, брата драма­ турга. В этой пьесе мастерство художника убедительно проявляется в исчерпывающей характеристике душевного мира персонажей, достижении драматических обобщений, плодотворном использовании реалистической символики. Герои "Луны" в состоянии постоянной тре­ воги, смятения, неудовлетворенности (что подчеркивается и ремар- квми: "с горечью", "с раздражением", " . . . маленькие глазки злобно блестят", "жалобно, с тоской", "с т р е в о г о й "...). В пьесе по суще­ ству нет развития сюжета. Наше внимание фиксируется на внутреннем состоянии героев, у каждого из них свой "эдипов комплекс": Джеймс Тайрон, напр.шар, казнится чувством вины перед покойной матерью ("нет ни настоящего, ни будущего - одно только прошлое, которое повторяется снова и сно в а ... 'Л никуда от него не сбежишь"; "спаси­ бо, Джози. За то, что вы не поверили, будто я последний негодяй. Все в это верят - деже я . . . и не без причины"; "и убежать от себя никуда не в силах"; "л и есть мертвец"2? ) . Джози Хоген, дочь фер­ мера, в качестве "залога покоя и мира для измученной души" может предложить только любовь, но героиня сама ссйневается в эффектив­ ности зтого средства; очевидно: любовь не станет панацеей от бед, зле. В финал привнесены символические мотивы, существо которых - в необходимости еще раз подчеркнуть: пришедший на землю рассвет, тема которого созвучна драматическим перипетиям пьесы, не в состо­ янии вывести героев из духовного мрака. Счастье, которым так жаж­ дут они обладать, не обретено. Виновник - "вся эта проклятая жизнь"28. Пьеса воспринимается как "трагедия простых людей Амери- 140

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=