ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
бастионы мещанской косности и пуританского лицемерия"1^; он сле дует Толстому л сочетании социально-конкретного анализа героев с характеристикой "человека вообще", "сына человеческого"; через частный случай О’ Нил приходит к общечеловеческому. "Диалектика души", как охарактеризовал Н .Г. Чернышевский суть художественно го метода Толстого, предполагающая совмещение, соединение в ге рое двойственных, подчас взаимоисключающих начал, сообщающая дра матическому действию подлинную остроту, накал, напряженность, - предмет внимательного исследования О’ Нила. Как, например, Гете для Толстого, так и Толстой для О’ Нила был "не наставником, не образцом или беоопорным авторитетом, а именно в о з б у д и т е л е м , интеллектуальным и эстетическим", он "не подсказывал готовых решений, но стимулировал идейные и творческие поиски..!^0 Направление этих поисков - обращение к "вечным" проблемам: жизни - смерти, добра - зла, счастья - недоли. Отсюда внимание Толстого и О'Нплз к драме-притче. В пьесах Толстого 1880-х годов' преобладает иногда дидактическое начало, сквозь которое тем не менее угадывается диалектический подход в разрешении жизненных противоречий; такова драматическая обработка легенды об Аггее "Петр Хлебник" (1894), действие которои происходит в Сирии и от несено к Ш столетию. Перед нами человек, которого "все знают",по тому что 88 тридцать лет он "никогда никому корки хлеба не дал". Скупость, по Толстому, - та же болезнь. Избавление от э т о й нрав ственной скверны, этого зла - гарантия жизни. На пороге смерти Петр "прозревает", задавая себе мучительные, истязающие вопросы: "Неужели правда, что зачтется мне вся жестокость моя, что не да вал я просящему, не жалел вдову, сироту, больного, убогого? Не ужели это правда? Нэк же не понимал я этого?" Кусок хлеба, кото рый когда-то Петр бросил в назойливого нищего, положенный теперь на весы, где взвешиваются его добрые и злые дела, оказался тяже лее отнятых у вдов и сирот денег, не отданного рабочим жалованья, нанесенных людям обид, ругательств, побоев. "Так вот оно что зна чит, милосердие"^ _ таково нравственное открытие героя. В ре- • зультате душевного потрясения - моральное очищение, катарсис, ре шение отдать себя служению другим: " . . . и себя я хочу отдать лю- д я м " ^ Глубоко и плодотворно размышляя над проблемой трагического, О’ Нил тоже особое значение придает "эффекту катарсиса", пытаясь показать "жизнь через жизнь людей; а не просто жизнь людей через характеры" . Можно поэтому понять пафос энергичного неприятия драматургом многочисленных попыток критики подогнать его под не- 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=