ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

должно быть героев, а должны быть люци"*^. Творчески воспринимая традиции европейского реализма, тра­ диции "новой драмы", театра Толстого, О’ Нил главной для себя оп­ ределяет не известную американскому театру трактовку трагическо­ го как эстетической и театральной категории: уничтожение соци­ альной несправедливости не через героические деяния, не величе­ ственная поступь героев масштаба персонажей Эсхила, Софокла, но попытка понять и объяснить другим душевные страдания, манту "ма­ ленького" человека. "Сейчас Америка испытывает муки духовного пробуждения, - констатировал в 1921 году О’ Нил. - . . . Рождается душа, а когда речь заходит о душе, тогда и появляется трагедия. . . . Трагедия чужеродна нашему образу жизни? Нет, мы сами траге­ дия, самая потрясающая из всех написанных и ненаписанных"*5. Пафос ’’Продавца льда" в том и состоит, что драматург пыта­ ется доказать никчемность, бессмысленность животного образа жиз­ ни, .привить читателю и зрителю возвышенные идеалы, побудить "жить все более и более полной жизнью", освободить "от мелочной жадности повседневного существования". "Когда человек стремится к недостижимому, он сам обрекает себя не поражение. Но его успех 7 в борьбе, в стремленииt Тогда человек - пример духовной значи­ тельности, которой достигает, когда он ставит перед собой высокие задачи, когда личность ради будущего и его благородных ценностей вступает в схватку со всеми враждебными силами внутри себя и вне себя"*6 . Так трагедийное у О’ Нила способствует развенчанию прин­ ципа жизни только для себя. Критика справедливо воспринимает "Продавца льда" как "самое сложное произведение одного из самых сложных драматургов"*7, об­ ратившегося к решению проблемы (правда - ложь), ставшей для "но­ вой драмы" краеугольной. Обращение О’ Нила в данном случав к евро­ пейской традиции носит намеренно подчеркнутый ха’ракТер. Это помо­ гает художнику, "современному драматургу", "докопаться до корнай сегодняшней болезни - как он ее понимает"*8; причин постепенной утраты прежних нравственных идеалов ("смерть старого Бога") и не­ способность найти равноценную, адекватную замену ("бессилие пред­ ложить Бога нового"). Наиболее убедительно эта тема звучит в дра­ ма "Великий бог Браун" (1926), сатире на американский вариант "успеха", на "великую американскую мечту". Главная типологическая общность между Толстым и О'Нилом - страстная убежденность в способности искусства помочь разобрать­ ся в сложных вопросах бытия. О’ Нил, как и Толстой, "штурмовал 138

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=