ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
должно быть героев, а должны быть люци"*^. Творчески воспринимая традиции европейского реализма, тра диции "новой драмы", театра Толстого, О’ Нил главной для себя оп ределяет не известную американскому театру трактовку трагическо го как эстетической и театральной категории: уничтожение соци альной несправедливости не через героические деяния, не величе ственная поступь героев масштаба персонажей Эсхила, Софокла, но попытка понять и объяснить другим душевные страдания, манту "ма ленького" человека. "Сейчас Америка испытывает муки духовного пробуждения, - констатировал в 1921 году О’ Нил. - . . . Рождается душа, а когда речь заходит о душе, тогда и появляется трагедия. . . . Трагедия чужеродна нашему образу жизни? Нет, мы сами траге дия, самая потрясающая из всех написанных и ненаписанных"*5. Пафос ’’Продавца льда" в том и состоит, что драматург пыта ется доказать никчемность, бессмысленность животного образа жиз ни, .привить читателю и зрителю возвышенные идеалы, побудить "жить все более и более полной жизнью", освободить "от мелочной жадности повседневного существования". "Когда человек стремится к недостижимому, он сам обрекает себя не поражение. Но его успех 7 в борьбе, в стремленииt Тогда человек - пример духовной значи тельности, которой достигает, когда он ставит перед собой высокие задачи, когда личность ради будущего и его благородных ценностей вступает в схватку со всеми враждебными силами внутри себя и вне себя"*6 . Так трагедийное у О’ Нила способствует развенчанию прин ципа жизни только для себя. Критика справедливо воспринимает "Продавца льда" как "самое сложное произведение одного из самых сложных драматургов"*7, об ратившегося к решению проблемы (правда - ложь), ставшей для "но вой драмы" краеугольной. Обращение О’ Нила в данном случав к евро пейской традиции носит намеренно подчеркнутый ха’ракТер. Это помо гает художнику, "современному драматургу", "докопаться до корнай сегодняшней болезни - как он ее понимает"*8; причин постепенной утраты прежних нравственных идеалов ("смерть старого Бога") и не способность найти равноценную, адекватную замену ("бессилие пред ложить Бога нового"). Наиболее убедительно эта тема звучит в дра ма "Великий бог Браун" (1926), сатире на американский вариант "успеха", на "великую американскую мечту". Главная типологическая общность между Толстым и О'Нилом - страстная убежденность в способности искусства помочь разобрать ся в сложных вопросах бытия. О’ Нил, как и Толстой, "штурмовал 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=