ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

щу Генерал; коммерсант Хики; офицер-англичанин, растрат: вши;; пол­ ковую казну; юноша, выдавши;! полиции свою мать-революционерку; бездомные уличные женщины), принципы развит,.я драматического дей­ ствия (ему придается особая напряженность, в то;., числе через гро­ тескную символику, объясняющую: в пьесе характеристика не просто неких индивидуумов, но человечества вообще), трагическая мощь драматического конфликта - все это сбл:жает "Продавца льда" с "Властью тьмы" Толстого. В данном случае перед наш; результат влияния, тип которого охарактеризовал В.,.(.Жирмунский: "Влияние не есть случайный, механический толчок извне, но эмпирический факт индивидуальной биографии писателя или группы писателей, не резу!Тьтат случайного знакомства с новой книжкой, или увлечения литературней модой, или наличия под рукой двуязычного "посредни­ ка" ( " t га,м тМ (А<л " j , путешественника или политического эми­ гранте, разыскание которого представляет типичную для подобного эмпирического подхода заботу Ван-Тигема и французских "компара- тистов". Всякое идеологическое (в том числе литературное) влияние закономерно и социально обусловлено. Эта обусловленность опреде­ ляется внутренней закономерностью предшествующего национального развития, общественного и литературного. Чтобы влияние стало воз­ можным, должна существовать потребность в таком идеологическом импорте, необходимо существование аналогичных тенденций развития, более или менее оформленных, в данном обществе и в данной литера­ туре"1^ Персонажи "Власти тьмы" - Никита, Аким, Анисья, Петр - при­ званы решить типично толстовскую тему катастрофы, нравственного падения и воскресения, духовного обновления человека. В соответ­ ствии о идейно-художественными принципами своей театральной эсте­ тики Толстой выношенные, выстраданные идеи (стремление к истине, справедливости, жажда разбудить у людей совесть) вкладывает в ус­ та Акима, речь которого абсолютно далека от привычных, утвердив­ шихся литературных канонов речи "человека из народа" и тем более "человека из общества". Объясняя сыну Никите причину невозможно­ сти остаться у него в доме, Аким говорит: " . . . вижу я, значит, что к погибели, значит, сын мой, к погибели, сын, зн а чи т... Ты в богатстве, тае, как в сетях. В сетях ты, значит. Ах, Микишка, ду­ ша надобив Проблеме героя в драме "Власть тьмы" решена в полном соответ­ ствии с поз- : ей, изложенной Толстым еще в 1867 готу в пред сло­ вин к "Воине и миру": " . . . для художнике... не может быть и не 137

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=