ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
всем детям человеческим", "Император Джонс", а также некоторые одноактные пьесы О'Нила. У театра не было определенной творчес кой программы, но в своей практике он по существу отказался от коммерческой, развлекательной драмы. Размышления О’ Нила этого периода о судьбах американского театра, о назначении человека,. отражение этих проблем в драме сродни наблюдениям Толстого. "Счастье - пустое слово, - записыва ет О’ Нил. - Что оно означает? Подъем духа, обостренное ощущение того, насколько значительно становление и существование человека? Что ж, если.именно это, а не самонадеянную удовлетворенность соб ственной судьбой, то в настоящей трагедии - я убежден - больше счастья, чем во всех пьесах со счастливой развязкой, вместе е з я - О т ы х " . Как близко подобное отношение к жизни, искусству толстов скому пониманию "воздержания", "отречения", зафиксированному в трактате "О жизни" (1886-1887): "Любовь не есть только слово ... но есть деятельность, направленная на благо других... Любви в бу дущем не бывает; любовь есть только деятельность в настоящем. . . . Истинная любовь, прежде чем сделаться деятельным чувством, должна быть известным состоянием... Состояние это есть состояние благоволения ко всем людям, которое присуще детям, но которое во взрослом человеке возникает только при отречении и усиливается только по мере отречения от блага личности"8 . Проблема правды и лжи, духовной смерти буржуазного челове ке - программная в драматургии Толстого и О’ Нила. Как и Толстой, американский драматург решает эту задачу не декларативно, не на зидательно, но избегая риторики, патетики, опираясь на факты жиз ни. Не соглашаясь с теми, кто определял его театр только как театр экспрессионизма, драму без сюжета, без героя, О’ Нил указы вал: "Многие действующие-лица в моих драмах, особенно морские ха рактеры (в пьесах "Кажда", 1914; "Луна над Карибйким морем",1918; "Золото", 1920. - В .К .) подсказаны реальными людьми. ..."Н а дне" Горького - великая пролетарская революционная драма - является более удивительной, чем любая другая пьеса, пропагандой в пользу униженных просто потому, что она не содержит пропаганды, а пока зывает людей как они есть, то есть правду в образвх человеческой жизни"I®. Критика отметила идейно-художественное родство, а также чер ты отличия "На дне" Горького и драмы 0 Нила "Продавец льда гря дет" ( I 9 J 8 ) 1*. Но в еще большей степени "беспощадный реализм" в изображении характеров героев о'нила (старик-анархист по прозви 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=