ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
ляется органической для них, нравственное и психологическое пред стает в своем неразрывном единстве. Критерий правды, социаль ной справедливости соединяет психологическую обрисовку героев с ярким изображением общественной жизни, ее конфликтов"^. Подобный подход к решению проблемы героя обозначился уже в "Детстве" и "Отрочестве" Толстого, где исследование психологии, внутреннего мира человека из народа, - на фоне и в связи с проб лемами истории, философии, этики, - на одном из первых п л а н о в 6 . Обращаясь к вопросу "народный герой и динамика исторического процесса", Толстой принципиально, по-новому отвечает на него: в исторических событиях роль человека из народа ни в коем случае не должна принижаться; с другой стороны, повышается степень его мо ральной ответственности за исход исторических событий. Последова тели давно обратили внимание на открытую Толстым "концепционность на сознающего себя сознания", дающего возможность ответить на фи лософские вопросы. Воссозданный Толстым общественно-идеальный об раз крестьянина объективно правдиво отражал кризисность общест венной ситуации, бедственное положение народа, его неиссякаемые творческие потенции, высокую нравственность. Прогрессивный американский театр 20-х гидов м. века (деятель ность, например, "Гилд ти этр "), опираясь в решении проблемы героя на достижения "новой драмы" в лице Толстого, Чехова, Ибсена, пло дотворно исследует причины возникшего в США в самых разных облас тях, в том числе и в сфере культуры, кризиса. Они определяются как следствие взаимоисключения, несовместимости созидательной на родной основы и урбанистической, выхолащивающей все живое буржу азной цивилизации. "На эту идейно-философскую магистраль, - под черкивает А. Ромм, - по которой двигалось мировое искусство в ли це его величайших представителей - Льва Толстого, Томаса Манна, Ромене Роллана, Анатоля Франсе, Герберта Уэллса, Генрика Дбсена, с некоторым опозданием вышла и американская драматургия. Именно здесь произошло ее рождение как драмы национальной"6 . Американское и английское литературоведение единодушно в ха-' рактеристпке Юджина о ’ нила С1888—1953) как одной из важнейших фигур американской драматургии 20-40-х годов"'’. Романтическая ме лодрама О’ нила "К Востоку, на Кардифф" (1915), показанная Провин- стаунской труппой (в ее составе - Джон Рид, театральный художник Р. Джоунз, новеллист У. Стил, журналистка М. Ворс), открыла дра матургу дорогу в большую литературу. В течение I9I6-I924 годов Провинстзунский театр поставил "Косматую обезьяну", "Крылья даны 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=