ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

ляется органической для них, нравственное и психологическое пред­ стает в своем неразрывном единстве. Критерий правды, социаль­ ной справедливости соединяет психологическую обрисовку героев с ярким изображением общественной жизни, ее конфликтов"^. Подобный подход к решению проблемы героя обозначился уже в "Детстве" и "Отрочестве" Толстого, где исследование психологии, внутреннего мира человека из народа, - на фоне и в связи с проб­ лемами истории, философии, этики, - на одном из первых п л а н о в 6 . Обращаясь к вопросу "народный герой и динамика исторического процесса", Толстой принципиально, по-новому отвечает на него: в исторических событиях роль человека из народа ни в коем случае не должна принижаться; с другой стороны, повышается степень его мо­ ральной ответственности за исход исторических событий. Последова­ тели давно обратили внимание на открытую Толстым "концепционность на сознающего себя сознания", дающего возможность ответить на фи­ лософские вопросы. Воссозданный Толстым общественно-идеальный об­ раз крестьянина объективно правдиво отражал кризисность общест­ венной ситуации, бедственное положение народа, его неиссякаемые творческие потенции, высокую нравственность. Прогрессивный американский театр 20-х гидов м. века (деятель­ ность, например, "Гилд ти этр "), опираясь в решении проблемы героя на достижения "новой драмы" в лице Толстого, Чехова, Ибсена, пло­ дотворно исследует причины возникшего в США в самых разных облас­ тях, в том числе и в сфере культуры, кризиса. Они определяются как следствие взаимоисключения, несовместимости созидательной на­ родной основы и урбанистической, выхолащивающей все живое буржу­ азной цивилизации. "На эту идейно-философскую магистраль, - под­ черкивает А. Ромм, - по которой двигалось мировое искусство в ли­ це его величайших представителей - Льва Толстого, Томаса Манна, Ромене Роллана, Анатоля Франсе, Герберта Уэллса, Генрика Дбсена, с некоторым опозданием вышла и американская драматургия. Именно здесь произошло ее рождение как драмы национальной"6 . Американское и английское литературоведение единодушно в ха-' рактеристпке Юджина о ’ нила С1888—1953) как одной из важнейших фигур американской драматургии 20-40-х годов"'’. Романтическая ме­ лодрама О’ нила "К Востоку, на Кардифф" (1915), показанная Провин- стаунской труппой (в ее составе - Джон Рид, театральный художник Р. Джоунз, новеллист У. Стил, журналистка М. Ворс), открыла дра­ матургу дорогу в большую литературу. В течение I9I6-I924 годов Провинстзунский театр поставил "Косматую обезьяну", "Крылья даны 135

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=