ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

Толстого. Рид характеризует Толстого как "великого русского ро­ манисте", "гиганта", особо подчеркивая: русские писатели были в первую очередь "политическими пропагандистами", они воплощали в литературе "быт и общественный уклад России, создавали художест­ венные картины народной жизни", давал.; возможность читателю сде­ лать самостоятельные выводы. В этом их сила, заключает Да. Рид. Размышляя на рубеже веков о содержательной стороне понятия "Великий Американский Романист", полагая: "Великому романисту суждено появиться", Фрэнк Норрис безоговорочно относит к этой ка­ тегории Толстого, "принадлежащего всему миру", о котором думаешь сперва "как о романисте, а уж потом как о русском” . Подвергая справедливой критике "нежный реализм" Уильяма Дина Хоуэллса, в романах которого ситуации и персонажи выражали "обая­ тельную любезность средних классов, которые всегда радостны, а потому являются истинными американцами", Эптон Синклер отмечает в то же время: поздний период творчества Хоуэллса отмечен влиянием Толстого (об этом свидетельствует повесть Хоуэллса "Путешествен­ ник из Альтрурии"). Американский'романист даже называет себя "со­ циалистом", но в итоге пугается надвигающейся очистительной грозы социальной революции. Норман Мейлер, размышляя об идейно-художественной природе ро­ мана Толстого и Достоевского, с одной стороны, и Генри Джеймса и Марселя Прусте, с другой, склонен прозу этих писателей отнести к категории "серьезного романа": здесь показана "настоящая жизнь общества"3 . В ХУШ-Х1Х столетиях американская драма в своем развитии су­ щественно отставала от европейских образцов. Правда, некоторые попытки (начало первой мировой войну) преодолеть камерные те­ атральные нормы, нравственные, эстетические шаблоны.проявились в пьесах Клэйда Фитча, Лэнгдона Митчелла, Эдварда Меодонэ, Уильяма Мууди, Огастеса Томаса, но они по существу осталась не замеченны­ ми: уж слишком отдаленное отношение к актуальным проблемам жиз­ ни, - которые в это время были главным предметом исследования аме­ риканских философов, эссеистов, историков, поэтов, романистов, - имели эти пьесы. Русская драма на данном временнбм этапе, в лице Л.Н.Толстого прежде всего, выдвигает высочайшие этические требования к челове­ ку; они неотъемлемая часть, главное звено социально!! жизни. Суще­ ственная особенность ряда героев т о л с т о б о к и х пьес - "их стремле­ ние к справедливости и правде. И именно потому, что эта черта яв­ I3A

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=