ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
в человеке. Богатство дает этим звериным инстинктам ход и мешает проявиться человеческому сознанию. И вса ate голос совести пробивается сквозь тьму животной сле поты: "Не человек я с т а л ... Решился я своей жизни". Иван Горюнов по совету хозяина заглушает свой стрех преступ ления водкой ("Выпей ствкзна два водки - страх-то как рукой сни м ет"), это же средство "разбить мысль" предлагает сыну Матрена ("Выпей, ягодка, винца-то, выпей еще, а то покури"). Посла убийст ва Крамского Ивана "взял страх, тоска напала. Я все ходил в рун дук, смотрел, лежит ли там по ко й н и к, сидел там и плакал. Хотел идти дать знать полиции...". "Скучно", "тошно" Никите, и он пла чет, вспоминая, как "косточки хрустели", и его "съела тоска на от делку", и ему в жизни "ничто не мило". "Весь ты в погибели, - го ворит сыну Аким, взывая к его совести. - Душа иадобна". Стоит ли удивляться, размышляет Успенский, что "косточки де тей" затрещали в деревне, раз только культурные язвы стали разъ едать эту народную среду. Детоубийство, по мнению Успенского,вов се не случайность, а является одной из "обязательных язв" для то го строя жизни, в котором везде йасильственные связи, "связи по нужде", везде взаимная кабала, несвобода, "подверженность" и в то «е время желание выйти из этой путаницы, "сопровождающееся обманом, хитростью, скрытой грязью, унизительными страданиями". Унижение человеческого достоинстве - вот что "ужасно", что собственно и "потрясает" в этой современной драме. Главное достоинство драмы Толстого Успенский видит в том, что она заставляет задуматься о таком строе жизни, в котором были бы "немыслимы язвы, разъедающие теперешний культурный слой общества", язвы, проникшие уже, как это показывает "Власть тьмы", л кресть янскую массу, в "толпу темных людей". Религиозно-нрввственная проповедь Толстого не привлекла вни мания Успенского. Он резко отрицательно относился к его теории не противления злу насилием®, с иронией воспринимал призыв Толстого "пахать" землю, жить крестьянским трудом: "8ачем же тащить из му- • жицкой теории в свою то, что для барина только извинение не вмеши ваться в политику? Ведь пахать-то в самом деле не б у д е т ..." (пись мо к А.И. Иванчину-Писареву от 10-15 апреля 1885 года)7 . Это неприятие определенных сторон толстовского учения не ума ляло в сознании Успенского великого значения Толстого как художни ка, одного из "святых имен" веллкой русской литературы. Писятелю-демокрету но могло не импонииоввть ярко выраженное 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=