ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
Для Акима банки - "скверность", они - "не по закону". Для бывалого Уитрича - это средство "облуплять народ". Он, пройдя через солдатчину, оторвался от крестьянского мира. Сначала Ш:т- рич жил в городе у купца, "да пропился там", теперь он в работ никах у Никиты, вообще же "причалу у него нет", это человек, ко торый покоряется всему, на что "бог нанесет". Кена его тоже со всем спилась, она "к делу своему определена" и сидит "в городу по кабакам". Аким уходит в город чистить отхожие ямы, он привык не гну шаться и такой работой. Хозяйство свое ему уже не поднять, на деждам вернуть сына домой не суждено сбыться. Из всех этих житейских обстоятельств, гениально изображен ных Толстым, Успенскйй делает свой главный вывод: "Не будь рас стройстве народной среды, дающего деньгам силу, - не продалась бы Анисья, не пошел бы в работники Никита, и Петр, оставшись без купленного труда, выдал бы Акулину замуж честь-честью. Но рас стройство, давшее силу деньгам, уже произошло в народной среде и превратило всех лиц драмы в людей, друг другу подверженных, свя занных нуждой, тогда как в неиспорченном и нерасшатанном народном строе жизни те же самые люди были бы людьми самостоятельными, - каждый и каждая, - и связи между ними были бы не во имя нужды, хлеба, а именно во имя взаимной самостоятельности, независимо от нужды" (10, кн. 2, 54-55). Эти рассуждения Г.Успенского продиктованы теорией "власти земли": устроить крестьянина, дать ему все необходимое, чтобы он не разорялся, не голодал, не погибал. Именно "Власть земли" на звал Толстой "хорошей повестью" Г.И.Успенского, которого он "не высоко ставил" как писателя, но мысль "о том, что аемля имеет свойство формировать работающего на ней"5 была близка Толстому в его размышлениях "об отношениях народа к земле". Успенский в драме Толстого видит подтверждение своеймысли о том, что уже нет в народе "праведников", нет той народной интел лигенции, которая способна была бы взять на себя тяжелую обязан ность освобождения крестьянства от "зоологической правды его су ществования" и приобщения его к "божеской правде". Главный герой "Власти тьмы" живет по законам "зоологической правды", в полном подчинении своему животному " я " , все глубже "увязает" в грехах. Сын праведника Акима утратил слой "аристокра тический крестьянский тип" в силу того, что уже служил "не чугун к е ", кроме того, животная личность, "звериная кровь" всегда есть 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=