ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

Для Акима банки - "скверность", они - "не по закону". Для бывалого Уитрича - это средство "облуплять народ". Он, пройдя через солдатчину, оторвался от крестьянского мира. Сначала Ш:т- рич жил в городе у купца, "да пропился там", теперь он в работ­ никах у Никиты, вообще же "причалу у него нет", это человек, ко­ торый покоряется всему, на что "бог нанесет". Кена его тоже со­ всем спилась, она "к делу своему определена" и сидит "в городу по кабакам". Аким уходит в город чистить отхожие ямы, он привык не гну­ шаться и такой работой. Хозяйство свое ему уже не поднять, на­ деждам вернуть сына домой не суждено сбыться. Из всех этих житейских обстоятельств, гениально изображен­ ных Толстым, Успенскйй делает свой главный вывод: "Не будь рас­ стройстве народной среды, дающего деньгам силу, - не продалась бы Анисья, не пошел бы в работники Никита, и Петр, оставшись без купленного труда, выдал бы Акулину замуж честь-честью. Но рас­ стройство, давшее силу деньгам, уже произошло в народной среде и превратило всех лиц драмы в людей, друг другу подверженных, свя­ занных нуждой, тогда как в неиспорченном и нерасшатанном народном строе жизни те же самые люди были бы людьми самостоятельными, - каждый и каждая, - и связи между ними были бы не во имя нужды, хлеба, а именно во имя взаимной самостоятельности, независимо от нужды" (10, кн. 2, 54-55). Эти рассуждения Г.Успенского продиктованы теорией "власти земли": устроить крестьянина, дать ему все необходимое, чтобы он не разорялся, не голодал, не погибал. Именно "Власть земли" на­ звал Толстой "хорошей повестью" Г.И.Успенского, которого он "не­ высоко ставил" как писателя, но мысль "о том, что аемля имеет свойство формировать работающего на ней"5 была близка Толстому в его размышлениях "об отношениях народа к земле". Успенский в драме Толстого видит подтверждение своеймысли о том, что уже нет в народе "праведников", нет той народной интел­ лигенции, которая способна была бы взять на себя тяжелую обязан­ ность освобождения крестьянства от "зоологической правды его су­ ществования" и приобщения его к "божеской правде". Главный герой "Власти тьмы" живет по законам "зоологической правды", в полном подчинении своему животному " я " , все глубже "увязает" в грехах. Сын праведника Акима утратил слой "аристокра­ тический крестьянский тип" в силу того, что уже служил "не чугун­ к е ", кроме того, животная личность, "звериная кровь" всегда есть 122

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=