ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
Анализируя содержание толстовской драмы, которая тоже ос нована на подлинном уголовном деле, Успенский ставит вопрос о том, что сделали "мы", культурные люди, для того чтобы у народа все было не "по-худому", а "по-хорошему". Чувствуем ли мы " т я жесть собственного греха по отношению к меньшому брату", для ко торого не сделали ровным счетом ничего, что могло бы оградить "малых сих" от язв чуждого им строя жизни" (10, кн. 2, 49). Успенский слышит в словах хворого Петра: "Кэбы не был я бо лен, ни в жисть не взял бы работника" - самую суть уходящего строя жизни - где все хозяева, каждый себе слуга и хозяин в одном лице, - такова "идея" народного строя жизни, так разительно рас ходящаяся о идеей строя жизни культурного общества. Петр, как ис тинный хозяин, весь поглощен "разносторонней деятельностью земле дельческого труда", он и перед смертью не может оторвать себя от "неразрывных пут, связующих его с жизнью" (заботится о кормах, о лошади, овцах, жеребенке). Первым "культурным грехом" его жизни была женитьба на моло дой девке Анисье. Именно потому, что народный строй жизни уже "расшатан", "поврежден", в нем зарождается тип красивой, бойкой молодой девушки, которую "нужда заставляет" продаться старику. Ее "пассивное повиновение" ему кончается, как только в доме появля ется красивый молодой работник. Для того чтобы "молодчик" и "красавец" Никита мог попасть в работники, опять-таки нужно "расстройство" неродной жизни. Нужда, невозможность жить "по-божецки" гонит Никиту на железную дорогу на заработки, кэк гонит Анисью в жены стврику, таким вот образом и получаются та самые неискренние, недобровольные, "склеенные деньгами" связи, которые составляют существенную особенность куль' турного строя жизни. Иван Мосаич, с которым Матрена советовалась по делам своего сына, можно ли ему "войти во двор на вдову", отвечает: "С деньга м и ... можно это дело оборудовать, а без денег, говорит, и совать ся нечего". "Денежки всем нужны", - убеждей и Никита. .Матрена вполне усвоила практическую философию Ивана Мосеича: "Пуще всего, говорит, тетка, смотри, чтоб денежки не упустить. Деньги, говорит, всему делу голова" (26, 68 ). И за "порошки", которые "тоже от та раканов идут", плэтит она "рублевку" в твердой надежде, что сына ее "счастье ждет" от чужих денег. Тот же Иван Мосеич советует Никите положить деньги, достав шиеся ему после смерти хозяина, в банк. 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=