ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
жэть• И таких на Руси сотни тысяч - "тьмы тем пролетариата, вы брошенного расстройством деревенского быта и духа, готового под чиниться в чуждой ему среде всевозможным влияниям с наивностью ребенка" (8 , 460). Успенский сосредоточивает внимание на изображении индивиду альных судеб выпавших us общей крестьянской жизни людей, в со знании которых сила земли уступила властной силе рубля. Писа тель-демократ был убежден, что благообразие "целиком сосредото чено в нашем крестьянстве" и воспитано оно не "мыслью и волей", а "силой ржаного колоса". Горюновы и мишэньки благообразны до тех пор, пока они находятся под влиянием земли. Чем дальше от ржано го колоса, тем безобразнее нравственно становится человек, "узость и бесформенность проявления личного эгоизме делается все более поразительною и собственно, работе мысли все более и более умаляется" (8 , 576). . Писателя беспокоит равнодушие образованного общества к про исходящему, то обстоятельство, что нигде - "ни в школе, ни в церкви мы не слыйшм ни о зле, ни о добре, ни о добром, ни худом, ни о безнравственном, ни о нравственном" (8 , 465), никто не тре бует нравственной.ответственности от человека за его поступки. Как ни тревожно это общественное равнодушие,оно нев состо янии убить в человеке душу и совесть, рано или поздно душа выра зит себя в стремлении к "свету и правде", но "как бы ни были пре красны эти никем не поощряемые проявления благородных стремлений души", до тех пор, пока в условиях "хозяйственных беспорядков" на родная интеллигенция "не использует своих возможностей широко и свободно делать все и думать обо всем, что только может расши рить размеры народной впечатлительности по отношению к горю и благу ближнего", то есть не внесет в народную ж!>ань идею справед ливости, добра, сострадания, - до тех пор деревня будет постав лять из своей среды "все большее и большее количество людей с нравственностью Ивана Горюнова, нравственностью, колеблемою, как лист, от малейшего дуновения в ту или другую сторону" (8 , 465). Вот почему для Успенского драма толстого - это "благотвор ный, поучительный, освежающий душу урок", урок не для "невежест венных масс", а именно для людей "так называемого культурного об щества", которые должны увидеть в изображенных Толстым петрах и Никитах, анисьях и матренах "свои собственные портреты, собствен ные унижения и н е с ч а с т ь я ..., яэвы своего собственного строя жиз ни" (10, кн. 2, 48-49). 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=