ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

шей степени любопытно и поучительно". Прежде всего фигура хозяи­ на, который был "душою" преступления, но признан виновным лишь в "знании и укрывательстве", блюститель порядка, который, помня ■ хозяйскую хлеб-соль и "все такое", "стыдится" осматривать номе­ ра, где совершено убийство (.8, 457). Но всего замечательнее - "личность убийцы", "несчастнейшего" Ивана Горюнова. Сторублевая бумажка у постояльца приводит его в недоумение: "Как же так это?" Зачем об убивает - неизвестно. Деньги он отдал хозяину, а сам получил немного мелочи. Он, " сам лично" (подчеркнуто Успенским.- Г .Н .), действительно не имеет понятия о том, "что умно, что глупо, кто дурак, кто умен, что хорошо, что дурно. Не умеет думать сам и убивает бескорыстно,без всякой выгоды..." (8 , 458), как делают это деревенские Мишеньки, историю которых Успенский также узнал из газетной публикации о судебном процессе над ними. В Петербурге, на "катере" жили мужик с бабой и надумали "эдаким вот манером" деньги наживать. Достали сонных капель от фельдшера, растолковали двум Мишенькам, деревен­ ским парням, как капли эти на водку "пущать" и как деньги вытас­ кивать ив кармана, и отправили их на добычу. П вот Мишеньки при­ нялись - вероятно, за харчи (рвботы ноне мало ... хошь с голоду помирай!) - орудовать, но с непривычки (кабы знато, кака пропор­ ция!) стали "бухать" на водку извозчикам такое количество капель, что "закатывали" людей насмерть. "Что вы, дуроломы, - ругала их баба-хозяйка, отправляя на промысел и вручая пузырек с каплями, - дуром лекарство-то изводите! Ведь оно дорогое! Ведь деньги за не­ го, плачены, - не щепки! Не жаль хозяйского добрэ-то... 0-о-ох, господи, батюшки! Грехи, грехи тяжкие! бухаете по целому пузырь­ ку - не напасешься!" (8 , 150). И Иван Горюнов, и Мишеньки - "все чужие", люди "постороннего влияния, чужого приказания, даже чужого желания". Это люди "без своей воли". Воспитывались они в деревенских условиях, работали на земле. 8десь, в деревне, они все знают, проявляют достаточную мудрость, привыкают "не отвечать" ни за что лично. Но неустроен- ' ность деревенской жизни оторвала их от земли.В новых городских условиях проявляют они поразительную наивность и беспомощность. Они "полностью чужие", им скажут "убей" - они убьют, сами не по­ нимая, что делают. Неустроенность жизни породила и хозяев "фатер" и гостиниц, подстрекающих Иванов и Мишенек убивать крамских и ямщиков, прежде всего потому, что и те, и другие полностью лише­ ны нравственных качеств, которые могли бы. их от чего-либо удер- 115

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=