ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
гибнет, не разрушается до конца его душа. Достоевский показывает, что Раскольников не раскаивается и не обретает душевного покоя до тех пор, пока не приходит к евангельскому гуманизму, к людям, к любви. Но это возвращение дается ему ценой беспощадного суда над собой. И у Толстого, и у Достоевского рефлексия выступа;,'! как ка тарсис, способный поднять личность до нравственной высоты, если ее поиск обогащен гуманистическими целями, ориентацией на мораль ней идеал, выработанный опытом социальной жизни. Вопреки расхоже му мнению о разрушительной силе рефлексии, гамлетизма, сомнений и колебаний, Толстой и Достоевский утверждают мысль о рефлексии как важнейшем условии подлинно духовной, постоянно совершенству ющейся организаций жизни личности. Примечания I . Толстой Л.Н. Собр. со ч.: В 14 т. М., 1951. Т .5 0. 31. 2.. Там же. Т. 5. С. 67. 3» Достоевский Ф.М. Собр. соч. : В 10 т. М., 1957. Т. 5. С. 14. 4. Там же. С. 65. 5 j Там же. С. 66. е .г . м иш к и н а Тульский пединститут Н.С.ЛЕСКОВ О ДРАМЕ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВЛАСТЬ ТЬМЫ" (По страницам "Петербургской газеты") Современный читатель располагает богатейшим материалом о восприятии литературной и общественной деятельности Л.Н.Толстого его современниками. Но каждое малоизвестное свидетельство, даже если это всего лишь выразительный штрих к "портрету" эпохи, по- своему интересно и значительно. В числе полузабытых оказались и публикации Н.С.Лескова о Л.Н.Толстом в "Петербургской га зе те". Ценность же их особая: его популярное городское издание выходило в 69-90-а годы XIX века крупными для своего” времени тиражами (до 30 тысяч экземпляров), читалось едва ли не во всех сословных кругах Петербурга и имело возможность влиять на массовое общественное сознание. Столичный орган так называемой "мелкой прессы" пользовался спросом и в дру гих городах России. 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=