ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

мое внутри его, - это, видимо, стремление обрести твердую нравст­ венную основу, идейную концепцию, которая объяснила бы ему себя самого и жизнь вокруг. Мы видим, что стремление осмыслить жизнь становится тем рычагом, с помощью которого совершается развитие личности. Интересно, что, рисуя картины, когда герой спорит с самим собой, анализирует свое состояние, с предельной искренностью об­ нажая самые глубинные свои переживания, открывая перед своим внутренним собеседником тайное тайных своей души, он вдруг как бы прорывает ту пелену безумия, которая опутывает его сознание, и ис­ тина открывается ему во всей ее полноте и наготе. Его зрение и слух становятся яснее, он как бы вновь возвращается к себе - преж­ нему, давно забытому им. Рефлексия врачует его больную душу, со­ действует его нравственному спасению. Характерна в этом отношении сцена, когда Раскольников, очнувшись после забытья, после страш­ ного сновидения, вдруг со всей прямотой задает себе вопрос: "Не­ ужели и я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, . . . красть, . . . дрожать, прятаться?.. " Итогом самоанализа был вывод: "Нет, я не вытерплю, не вытерплю!»4 . Рефлексия в данном случае является средством спасения Рэскольникова: "Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, прорвался"^, мы видим, что Достоевс­ кий, как и Толстой, выступает исследователем высокой роли рефлек­ сии в нравственном .развитии человека. Мнимое освобождение сменяется решением героя совершить заду­ манное. Но нам важно, что Достоевский в этот момент не показывает внутренних размышлений героя, Раскольников как бы боится, что са­ моанализ сломит его решимость, возродит в нем того "лучшего чело­ века", которым он является: "Он .отгонял мысль, мысль терзэла е г о . . . " . Рефлексия предваряет и сопровождает мучительный процесс нрав­ ственного возрождения героя..Раскольников начинает видеть в своем преступлении прежде всего тот поворотный момент жизни, который отторг его от людей, сделал его другим человеком. А главное, чем занята душа Раскольникова, состоит в том, что он осмысливает это новое свое внутреннее состояние. Продолжая ненавидеть людей, не раскаиваясь в совершенном злодеянии, Раскольников тем не менее осознает, что он, "переступив через кровь", совершил то, что,как ему казалось, доступно лишь "необыкновенным" людям, стал хуже, ниже в нравственном отношении и "не хочет так жить". Он испыты­ вает нравственные муки, мечется, страдает - и благодаря зтому не 108

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=