ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
Толстой рисует нам и та духовные тупики, в которых может оказаться жаждущая твердой'мировоззренческой основы совестливая личность. Почему Баадеев уо'едил Пьера в том, что основа мировоз зрения - вера в бытие бога? Масон отождествил веру в бога с мо ральным обновлением личности на началах братства людей, совести, исправления рода человеческого, стремления к добродетели, деятель ной любви, т .е . со всем тем, что искал Пьер и чего ему недостава ло в жизни. Таким образом, мы приходим к выводу, что человек без у<йеждении легко может оказаться в плену псевдомировоззрения.если оно выступает в форме целостного учения и создает иллюзию решения вопроса о смысле индивидуального существования. Но залог грядуще го освобождения Пьера от ложной мудрости - это его стремление к постоянному самоанализу, самооценке, главным критерием которой является активное, деятельное, предметное служение людям. Рефлексия как диалог с "внутренним человеком" - признак слож ности духовной жизни, богатства личности. У Курагиных, Друбецко- го, Берга, людей карьеры, дельцов, и у Ростовых (Ильи Николаевича, Николая), людей элементарного строя души, нет рефлексии, и прису щие им колебания' в выборе решения, борьба мотивов представлены только во внешних формах диалога и поступков. Николай Ростов не редко думает о себе, но всегда это просто поток мыслей, весьма конкретных, об обстоятельствах жизни, отношениях о людьми. Реф лексия же - это суд над собой, самопознание, самонаблюдение, т .е . самооценка, выводы о своих достоинствах и недостатках. Если рефлексия героев Толстого плодотворна, выступает как некий движитель духовного роста, развития героя, то это происхо дит только потому, что критерии самооценки у Героев Толстого всег да позитивны, в них ощущается связь личности с миром людей, порыв общественного служения, самоотвержения. Герой Достоевского Родион Раскольников находится в системе иных социальных отношений. Реф лексия души, отравленной моральным нигилизмом, даже если этот ни гилизм - отражение реальных законов жизни, может превратиться ие процесса самоочищения в процесс нравственного саморазрушения лич ности, образования трагических и уродливых фантомов. Достоевский показывает нам тупики самоанализа, когда мысль растревоженной ду ши замкнута в тесном кругу своего социального одиночества. Описывая состояние героя перед преступлением, Достоевский отмечает: ."Что-то совершилось г нем как бы новое, и вместе с тем ощущалась какая-то жажда людей"8 . Таким образом, перед нами мо мент качественного изменения личности героя. "Что-то", совершае 10?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=