ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
Мы обращаем внимание старшеклассников на то, например, что, когда Пьер решает для себя вопрос о том, действительно ли Элен из меняет ему с Долоховым, он берет в расчет не столько факты, сколь ко представления о моральной способности Долохова к подлости, из мене, жестокости, коварству. Хотя чувства в том' случае берут верх (он вспыхивает - и происходит дуэль), сам способ разрешения проб лем - через познание человеческого характера и собственных пере живаний - это чрезвычайно продуктивная в плане нравственного раз вития позиция мыслящей личности. А размышления Пьера после дуэли - это беспощадный суд над собой. Он ищет коренные причины своего морального падения и тупи ка (жена изменяет, он убил человека) и не склонен ни в чем оправ дывать себя. Наоборот, он винит себя в том, что отступил от мо ральной нормы - женился не по настоящей любви, а лишь повинуясь чувственному влечению. Обращает внимание на себя комментарий Толстого: "Пьер был одним из тех людей, которые, несмотря на внешнюю так называемую слабость характера, не ищут поверенного для своего горя. Он пере рабатывал один в себе свое горе"*. Судя по этим словам, Толстой связывает понятие силы характера со способностью человека к реф лексии. Пьер, даже будучи правым в конфликте с людьми, будучи не справедливо обиженным, оскорбленным, не упускает из виду мораль ного идеала как высшего критерия оценки своей личности. Поэтому личная драма привела его не к "услаждению местью" (хотя ему были по темпераменту знакомы "увлечение и прелесть бешенства"), не к снижению моральных требований к людям, к жизни, не к мизантропии, отчуждению от общества, презрению к людям и моральному нигилизму, а к поискам новых высот духа и смысла жизни. Возникает цепочка зависимости - самоаналпй,- Ьуд над собой, стремление к идеалу ведут к утверждению в человеке таких качеств личности, как благородство, целеустремленность, нравственная вы сота. Не просто постоянный поиск конкретной цели (дела) жизни,но мучительная жажда мировоззрения - вот что движет Пьером, вот что составляет предмет ею внутренней душевной работы: "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Какая сила управляет ?сеи'/” 2 фенои поиск чреват кризи сами, моментами отчаяния, и 'голоден показывает подобного рода пе реходные, болезненные, состояния души - спутник;; нравственных ис кании. It 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=