ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

как отдельная художественно-этическая проблема (йоныч, Власов, Корчагин, Морозна, Рахметов, Раскольников, Пьер, Андрей); в этой ситуации учащиеся непосредственно следуют за движением действия; 2) когда в произведении не вычерчена линия постепенного рос­ та или разрушения личности героя, но имеется достаточное коли­ чество косвенных свидетельств, позволяющих учащийся выстроить оп­ ределенную логику, последовательность духовного развития персона­ жа (Катерина, Лопухов, Кирсанов, Наташа Ростова, княжна Дарья, Медик); в этом случае мы имеем возможность в пределах данного ху­ дожественного произведения "восстановить" процесс формирования личности героя; 3) когда автор не ставит своей целью показать процесс форми­ рования личности героя, но поиск аналогичных социальных типов в исторической действительности, в произведениях других писателей, характеристика идейно-эстетических особенностей творчества авто­ ра в целом позволяет, условно говоря, "реконструировать" этапы и условия нравственного становления героя (Левинсон, Базаров, Да­ выдов, А.Кирсанов, Пе 1 я Трофимов, Клещ, Сатин, Лука). Самые широкие возможности для выявления "механизма" формиро­ вания качества личности литературного героя предоставляют те про­ изведения, в которых отражение процесса нравственного становления персонажа является главной художественно-этической проблемой. В атом случае мы неизбежно рассматриваем генезис героя, основные факторы эго формирования, но, как правило, только как личные об­ стоятельства его жизни. Мы видим свою задачу в том, чтобы сформи­ ровать у учащихся умение видеть в литературном материале информа­ цию о социально-психологических факторах формирования личности литературного героя и поднять частные, почерпнутые из каждого случая выводы,- на уровень мировоззренческой обобщенности, чтобы они стали основой взглядов подростков на самовоспитание. Вот как могут быть прочитаны с этой точки зрения некоторые страницы романа Л.Н.Толстого "Война и мир". Анализируя первый этап нравственных поисков Пьера - его жизнь в светском обществе, - следует отметить, что такие коллизии в жизни героя, как его неудачная женитьба, разрыв с женой, дуэль, одиночество, - это лишь внешняя канва его поведения (такие собы­ тия могли бы привести и к формированию личности прямо противопо­ ложного типа). Подлинное содержание поведения Пьера в это время, ставшее важным для его развития периодом жизни, - в интенсивном, напряженнейшем стремлении познать моральную сущность, нравствен­ ную природу человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=