ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
как отдельная художественно-этическая проблема (йоныч, Власов, Корчагин, Морозна, Рахметов, Раскольников, Пьер, Андрей); в этой ситуации учащиеся непосредственно следуют за движением действия; 2) когда в произведении не вычерчена линия постепенного рос та или разрушения личности героя, но имеется достаточное коли чество косвенных свидетельств, позволяющих учащийся выстроить оп ределенную логику, последовательность духовного развития персона жа (Катерина, Лопухов, Кирсанов, Наташа Ростова, княжна Дарья, Медик); в этом случае мы имеем возможность в пределах данного ху дожественного произведения "восстановить" процесс формирования личности героя; 3) когда автор не ставит своей целью показать процесс форми рования личности героя, но поиск аналогичных социальных типов в исторической действительности, в произведениях других писателей, характеристика идейно-эстетических особенностей творчества авто ра в целом позволяет, условно говоря, "реконструировать" этапы и условия нравственного становления героя (Левинсон, Базаров, Да выдов, А.Кирсанов, Пе 1 я Трофимов, Клещ, Сатин, Лука). Самые широкие возможности для выявления "механизма" формиро вания качества личности литературного героя предоставляют те про изведения, в которых отражение процесса нравственного становления персонажа является главной художественно-этической проблемой. В атом случае мы неизбежно рассматриваем генезис героя, основные факторы эго формирования, но, как правило, только как личные об стоятельства его жизни. Мы видим свою задачу в том, чтобы сформи ровать у учащихся умение видеть в литературном материале информа цию о социально-психологических факторах формирования личности литературного героя и поднять частные, почерпнутые из каждого случая выводы,- на уровень мировоззренческой обобщенности, чтобы они стали основой взглядов подростков на самовоспитание. Вот как могут быть прочитаны с этой точки зрения некоторые страницы романа Л.Н.Толстого "Война и мир". Анализируя первый этап нравственных поисков Пьера - его жизнь в светском обществе, - следует отметить, что такие коллизии в жизни героя, как его неудачная женитьба, разрыв с женой, дуэль, одиночество, - это лишь внешняя канва его поведения (такие собы тия могли бы привести и к формированию личности прямо противопо ложного типа). Подлинное содержание поведения Пьера в это время, ставшее важным для его развития периодом жизни, - в интенсивном, напряженнейшем стремлении познать моральную сущность, нравствен ную природу человека.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=