ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

обнаруживает, как трудно, долго, с бесконечными ошибками обрета­ ется свет в жизни, даже если избрано монашество и отвергнуты "при­ манки жизни". Толстой оказывается перед труднейшей проблемой, которой не ведал Гоголь. Об отце Сергии в дневнике сказано: "Один хорош, с людьми падает" (53, 204). Одно дело - личная потребность душевно­ го очищения, другое - осуществление его в миру, в котором человек связан с другими людьми тесными узами. А между тем связь отца Сер­ гия с людьми в повести не так уж велика. Он не может удержаться от честолюбивых помыслов, общаясь о ними, но у него нет той непо­ средственной, личной связи, которая ставила бы другую жизнь в за­ висимость от его жизни. Вспомним - мать, сестра, невеста как бы исчезают из жизни Степана Касатского, они почти не появляются, в дальнейшем повествовании. И потому-то путь отца Сергия к спасению окажется по-своему легким: он преодолевает лишь себя. В финале ему удается этого достигнуть. Толстой не просто обращает героя к миру, он открывает для отце Сергия в мире искомое состояние духовной свободы и свободы от людского суда. Но и здесь не вся сложность жизни введена в контекст произве­ дения. Труден путь самоопределения Степана Касатского. Достаточно легко он отстраняется от судьбы других. Уход Федора Протасова принципиально иной. Герой драмы не может отстраниться от судьбы уже чужих, но тоже страдающих людей. В незаконченной же драме "И свет во тьме светит" герой оставлен с трагическим вопросом, исти­ нен ли свет: "Неужели я заблуждаюсь в том, что верю Тебе? Нет. Отец, помоги мне" (31, 183). Есть и еще один аспект проблемы. Писательская судьба Толстого оспоривала некоторые тезисы-убеждения Гоголя. В главе "Выбрзнных мест" "Исторический живописец Иванов" Гоголь обращается еще раз к проблеме, занимавшей чрезвычайно важное место в "Портрете" и в це­ лом в эстетике Гоголя: к а к , при каких условиях творение худож­ ника может благотворно действовать на людей? Для самого Гоголя произведение искусства, в данном случае - картина Иванове'- откры­ ла трудность непосредственного воплощения высокой идеи - "изобра­ з и т ь ... весь этот ход обращения человека KO jtgncry" (УШ, 330, кур­ сив Гоголя - К .А .). "Где мог найти он образец для. того, чтобы изо­ бразить главное, составляющее задачу всей карт.ны - представить в лицах весь ход человеческого обращенья ко Христу? Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображением? Постигнуть мыслью? Нет, пустяки, холодна для этого мысль и ничтожно воображенье" 102

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=