ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
обнаруживает, как трудно, долго, с бесконечными ошибками обрета ется свет в жизни, даже если избрано монашество и отвергнуты "при манки жизни". Толстой оказывается перед труднейшей проблемой, которой не ведал Гоголь. Об отце Сергии в дневнике сказано: "Один хорош, с людьми падает" (53, 204). Одно дело - личная потребность душевно го очищения, другое - осуществление его в миру, в котором человек связан с другими людьми тесными узами. А между тем связь отца Сер гия с людьми в повести не так уж велика. Он не может удержаться от честолюбивых помыслов, общаясь о ними, но у него нет той непо средственной, личной связи, которая ставила бы другую жизнь в за висимость от его жизни. Вспомним - мать, сестра, невеста как бы исчезают из жизни Степана Касатского, они почти не появляются, в дальнейшем повествовании. И потому-то путь отца Сергия к спасению окажется по-своему легким: он преодолевает лишь себя. В финале ему удается этого достигнуть. Толстой не просто обращает героя к миру, он открывает для отце Сергия в мире искомое состояние духовной свободы и свободы от людского суда. Но и здесь не вся сложность жизни введена в контекст произве дения. Труден путь самоопределения Степана Касатского. Достаточно легко он отстраняется от судьбы других. Уход Федора Протасова принципиально иной. Герой драмы не может отстраниться от судьбы уже чужих, но тоже страдающих людей. В незаконченной же драме "И свет во тьме светит" герой оставлен с трагическим вопросом, исти нен ли свет: "Неужели я заблуждаюсь в том, что верю Тебе? Нет. Отец, помоги мне" (31, 183). Есть и еще один аспект проблемы. Писательская судьба Толстого оспоривала некоторые тезисы-убеждения Гоголя. В главе "Выбрзнных мест" "Исторический живописец Иванов" Гоголь обращается еще раз к проблеме, занимавшей чрезвычайно важное место в "Портрете" и в це лом в эстетике Гоголя: к а к , при каких условиях творение худож ника может благотворно действовать на людей? Для самого Гоголя произведение искусства, в данном случае - картина Иванове'- откры ла трудность непосредственного воплощения высокой идеи - "изобра з и т ь ... весь этот ход обращения человека KO jtgncry" (УШ, 330, кур сив Гоголя - К .А .). "Где мог найти он образец для. того, чтобы изо бразить главное, составляющее задачу всей карт.ны - представить в лицах весь ход человеческого обращенья ко Христу? Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображением? Постигнуть мыслью? Нет, пустяки, холодна для этого мысль и ничтожно воображенье" 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=