ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г
ство, через художественное слово. Аналитическое слово трактата поддержано и, что единственно, уточнено еловой художественный. Гоголю, пожалуй, хотелось своеобразной тождественности их. У Тол стого они подчас вступают в диалог, что и уводит писательскую личность от предельной сосредоточенности на той или иной, важной в данный момент, мысли. Творчество являло бесконечный процесс все новых и новых уточнений найденных истин. Характерно, что Толстому потребовались о^ень разнонаправленные по природе своей произведения, чтобы по ставить и решать вопросы нравственного совершенствования челове ка - теоретические статьи (публицистические и философские), худо жественные произведения (повести, народные рассказы, драмы),пись ма, дневники. Сама параллельность этих сочинений свидетельствует о том, что религиозная этика духовного совершенствования у Тол стого гораздо в большей мере, чем у Гоголя, испытывается, уточня ется многими другими формами человеческого самовыражения, освоен ными последующей культурой. Тема нравственного совершенствования,- жизни и монашества, тема ухода у Толстого "поразительно вариативны. Они взаимоуточняются именно в контексте творчества Толстого, а не в соотнесенности с построениями других философов и богословов. Сопоставление толстовской концепции христианства с построениями Вл.Соловьева было бы интересно (например, с его сочинением "Духов ные основы жизни"), но все же эта концепция гораздо полнее будет выявлена не "внешним", а внутритворческим контекстом. Вели у Гоголя монашество и духовный аскетизм самоценны как проблема, то у Толстого - это одна из многих проблем религии и жизни, далеко не главная, и гораздо более развернутая к жизни, а не к религиозному бытию. Литература и здесь смотрит не религиоз ную проблему со своей, отстраненной точки зрения. Именно разножанровые художественные произведения ("Отец Сер гий", "Хивой труп", "И свет во тьме светит") обнаруживают те бес численные оттенки теории, которые не могут разрешиться единым,все разрешающим воплощением. Каждое вновь создаваемое произведение могло оказаться в чем-то полемическим по отношению к другим. Как отмечено уже в исследовательской литературе, "Исповедь" подготов лена сюжетной линией Левина в "Анне Карениной"*1, Но и она, в свою очередь, порождает художественные произведения, такие, на пример, как "Смерть Ивана Ильича". В финала повести герою откры вается впереди свет, и кажется, если бы ему Сыло дано продолжение жиэни, жизнь Ивана Ильича стала бы иной. Но повесть "Отец Сергий1 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=