ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

ство, через художественное слово. Аналитическое слово трактата поддержано и, что единственно, уточнено еловой художественный. Гоголю, пожалуй, хотелось своеобразной тождественности их. У Тол­ стого они подчас вступают в диалог, что и уводит писательскую личность от предельной сосредоточенности на той или иной, важной в данный момент, мысли. Творчество являло бесконечный процесс все новых и новых уточнений найденных истин. Характерно, что Толстому потребовались о^ень разнонаправленные по природе своей произведения, чтобы по­ ставить и решать вопросы нравственного совершенствования челове­ ка - теоретические статьи (публицистические и философские), худо­ жественные произведения (повести, народные рассказы, драмы),пись­ ма, дневники. Сама параллельность этих сочинений свидетельствует о том, что религиозная этика духовного совершенствования у Тол­ стого гораздо в большей мере, чем у Гоголя, испытывается, уточня­ ется многими другими формами человеческого самовыражения, освоен­ ными последующей культурой. Тема нравственного совершенствования,- жизни и монашества, тема ухода у Толстого "поразительно вариативны. Они взаимоуточняются именно в контексте творчества Толстого, а не в соотнесенности с построениями других философов и богословов. Сопоставление толстовской концепции христианства с построениями Вл.Соловьева было бы интересно (например, с его сочинением "Духов ные основы жизни"), но все же эта концепция гораздо полнее будет выявлена не "внешним", а внутритворческим контекстом. Вели у Гоголя монашество и духовный аскетизм самоценны как проблема, то у Толстого - это одна из многих проблем религии и жизни, далеко не главная, и гораздо более развернутая к жизни, а не к религиозному бытию. Литература и здесь смотрит не религиоз­ ную проблему со своей, отстраненной точки зрения. Именно разножанровые художественные произведения ("Отец Сер­ гий", "Хивой труп", "И свет во тьме светит") обнаруживают те бес­ численные оттенки теории, которые не могут разрешиться единым,все разрешающим воплощением. Каждое вновь создаваемое произведение могло оказаться в чем-то полемическим по отношению к другим. Как отмечено уже в исследовательской литературе, "Исповедь" подготов­ лена сюжетной линией Левина в "Анне Карениной"*1, Но и она, в свою очередь, порождает художественные произведения, такие, на­ пример, как "Смерть Ивана Ильича". В финала повести герою откры­ вается впереди свет, и кажется, если бы ему Сыло дано продолжение жиэни, жизнь Ивана Ильича стала бы иной. Но повесть "Отец Сергий1 101

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=