ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №9 1992г

Не может не возникнуть вопрос: благодаря чему выдержэла,ока­ залась спасена от надлома человеческая природа Толстого? Ведь многое в самом характере духовных исканий было общим, и об этом писали: отказ от прежнего, якобы "бездумного" творчества, потреб­ ность себя не только нравственно усовершенствовать, но перестро­ ить; стремление найти слово, стиль, затрагивающие каждого; готов­ ность христианским учением как учением о совершенном человеке по­ верять жизнь и менять ее. "Строение себя" влекло те же утраты. Письма Гоголя в 40-е годы становились холодны и назидательны. Не избежал того же Толстой. Непосредственно в творчестве слово отка­ зывалось от силы жизни и полнокровности, склоняясь к поучению. Итак, что спасало от "креста черствости душевной"? Думается - сам характер соединения философских трудов и художественного творчест­ ва. Религиозно-философские трактаты Толстого обнаруживают порази­ тельную силу а н а л и т и ч е с к о й м ы с л и . Статьи,трак­ таты 80-90-х годов свидетельствуют о том, что упреки Толстого в адрес философсйих и научных работ, упреки в рассудочности, в пре­ обладании анализа, соседствовали с аналитичностью и рационально­ стью его собственной мысли. Сила и степень анализа идет вразрез с утверждением, что познание отношений человека к миру ( т .е . рели­ гии, как ее определяет Толстой) приобретается "не и з у ч е н и ­ е м и не у с и л и я м и отдельного человека" (39, 1 4 ).Очень показательна статья "Религия и нравственность" (1893). 0Н8 начина­ ется с вопроса, "что я понимаю под словом "религия" и считаю ли я возможной нравственность, независимую от религии" (39, 3 ), однако, прежде чем перейти к своему пониманию религии, Толстой подробнейше, с истолкованием, с четко выраженными акцентами, изложит наиболее распространенные определения религии. Углубленный анализ их уже как бы сам по себе не позволяет склониться ни й одной из них, так же как не позволяет, в конечном итоге, безоговорочно отдаться от­ кровению, раствориться в нем, подчинить свою природу тому или ино­ му религиозному состоянию (как то происходило с Гоголем). Для Го­ голя невозможна критика и даже "исследование догматического-бого­ словия". Не потому ли для Толстого Гоголь - "огромный талант, пре­ красное сердце и небольшой, несмелый, робкий ум" (38, 50). Толстой - в своих философско-религиозных сочинениях - прихо­ дит к убеждению, что религия не поддается обычным определениям. Тем не менее он обращается к ее истолкованию во множестве работ. Однако оказывается, что смысл истинного учения можно выразить, до­ нести до мыслящего человека прежде всего творчески, через двирче- 100

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=