ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
щий иллюстрировать произведение, видит его несколько иначе, чем иллвстраторы-ире.пшестЕенники. Этим своим видением он и спешит поделиться с читателем. В результате появляется еще одна серия рисунков-ил достраций. Так студенты подводятся к мысли о том, что каждая серия иллюстраций представляет определенный интерес, открывает читателю новые грани лите ратурного произведения, а значит, главным в работе с иллю страциями является сопоставление зрительных образов с их литературной основой, решение вопроса о большем и меньшем их соответствии. Итак, перед художниками-иллюстраторами стоит задача вы яви ть идейно-тематическую основу литературного произведения и пластически отразить его художественно-стилистические осо бенности. В.А.Фаворский писал в этой с е я з и : "...раскрыть средствами изобразительного искусства мир, созданный писа телем, - это не только ответить на сюжет, но и на стиль ли тературного произведения"^. Решая эту задачу, художествен ная иллюстрация оказывается, как никакой другой вид изобра зительного искусства, теснейшим образом связанной с литера турой. Поэтому в работе о текстом следует использовать толь ко иллюстрации к данному произведению и воздерживаться от привлечения других живописных полотен, пусть лаке близких по теме произведениями литературы. Для того чтобы возникли иллюстрации, наиболее созвуч ные литературному произведению, необходима внутренняя бли зость писателя и художника. Чаще всего это случаетоя, если они единомышленники и современники, как Л.Н.Толстой и первые иллюстраторы романа "Война и мир" М.С.Башилов и Л .0 .Пастер нак. Но и в лучших иллюстрациях советских живописцев к про- и-ведениям классиков мы видим созвучие зрительных обравов с авторским текстом, сочувствие художника идейному замыслу и образному строю иллюстрируемых произведений. Таковы, напри мер, иллюстрации Д.А.ИЬшринова к роману "Война я мир". Известно, что каждая епоха по-своему судит о произве дениях прошлого. Это'проявляется и в иллюстрациях советских художников, вооруженных знаниями марксистсжо-ленинокой эсте тики, Грозные события Белиной Отечественной войны побудили Д.А.Шмаринова к новому (иначе, чем его предшественники) яро- чтению романа Толстого. "В годы Великой Отечественной войны I .Фаворский В.А. Две задачи. - Творчество, Г961, Ji I , с. 8. 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=