ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
меви и представить перед глазами те лица, о которых мы знаем со рассказам писателя, но которых не видели воочию. Такие портреты могут способствовать психологическому изучению чело века и, следовательно, иметь воспитательное значение"1 . Основной прием работы с иллюстрациями - сопоставление литературного текста, образа, созданного словом, с его "пе реводом" на язык изобразительного искусства, сопоставление текста с соответствующей иллюстрацией. Задача учителя состо ят, главным образом,в том, чтобы через сравнительный анализ облегчить учащимся проникновение в идейно-тематическую осно ву литературного произведения, помочь им разобраться в худо жественно-стилистических особенностях текста. Работа над темой "Использование иллюстраций в процессе изучения художественного текста" начинается с рассмотрения выставки произведений М.С.Башилова, Л .0 .Пастернака, П.М.Бок- левского, Д.Н.Кардовского,' Д.А.Шмаринова, А.В.Николаева к роману "Война и мир". Даются краткие пояснения: в какое время и как они создавались, что стимулировало работу, как совре менники оценивали результаты ее и т .д . Известно, что в своей работе М.С,Башилов пользовался советами и указаниями Л.Н.Тол стого, многие иллюстрации автор романа высоко оценил. Но проходит несколько лет, и "Война и мир" вновь привлекает ■внимание художников. Великий роман вдохновил и советских жи- вописцев"-К.И.Рудакова, Д.А.Шмаринова, А.В.Николаева и дру гих. У студентов возникает вопрос: почему художники снова и снова обращаются к произведениям, имеющим иллюстрации, одоб- ( ренные самим .писателем? Чтобы найти ответ на этот вопрос,, уточняем особенности изобразительного искусства и литературы и. отмечаем их разли чия: писатель пользуется словом - условным обозначением пред метов, создающим у нас многообразные представления о предме те, а живописец пользуется зримым подобием чувственных пред метов, т .е . дает их конкретное (единичное) изображение. При "переводе" одного вида искусства на язык другого достичь пол ной аналогии образов не удается, поскольку литература и гра- 'фика пользуются возможностями только своего языка . Именно поэтому одному литературному образу может быть найдено мно жество соответствующих графических образов. Художник, реяаю- I Стоюния Б .Я . Письмо к издателю. - В к н .: Альбом гоголевских я типов П.Боклевского. - СПб., 1382, с. 1 -2 .'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=