ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

иллюстрировать свои произведения? Мы знаем автоиллюстрации Пушкина, Лермонтова, Тургенева и других литераторов. Иногда писатели помогают художникам, иллюстрирующим их произведе­ ния, словом и делом. Известно сотрудничество Л.Н.Толстого с художниками М.С.Башиловым и Л. 0 .Пастернаком. Сердечно одоб­ рил А.М.Горький первые опыты Б.А.Дехтерева. Ободренный этим вниманием, художник посвятил свое творчество иллюстрированию произведений великого пролетарского писателя. Встреча Д.А. Шмаринова с А.М.Горьким многому научила тогда еще молодого художника. Забота писателя об успешном иллюстрировании своих про­ изведений вызвана тем, что он убежден: иллюстрации - союзнике писателя в его общении с читателем; слово, "хо тя оно и все­ сильно.., но оно не образ, только живопись дает реальность мысли"-1-. Известно, что читающий должен зрительно представлять то, 0 чем он читает. К.С.Станиславский определил это так: " . . . слушать ...означает гидеть то, о чем говорят, а говорить зна­ чит рисовать зрительные образы"2 . Не всегда удается учащимся, имеющим небольшой жизненный опыт и ограниченный запас знаний, "видеть" то, о чем они " слыша т-читаю т", потому что "зритель­ ный образ не может быть непосредственно создан словами - он только подразумевается, он внушается читателю, и, воспринимай внушение, читатель неизбежно опирается на свои собственные ассоциации, на свой запас впечатлений. А он не одинаков у ка­ ждого"3 . Иллюстрации, основное назначение которых - образное по­ яснение (и отчасти дополнение) текста, переводя написанное на язык изобразительного искусства, помогают создавать на ос­ нове прочитанного зримые образы людей, быта, природы, зритель но закрепляют возникший при чтении образ, способствуют оферт.: лению не совсем ясных представлений, доставляют радость узна­ вания литературных персонажей, эпизодов или картин природы. Прав был методист В.Я.Стоюнин, говоря, что основная задача иллюстратора - "нарисовать типические физиономии того же вре- 1 Крамской об искусстве./Сост. Т.М,Ковалевская. - М.: Акаде­ мия художеств СССР, I960, с. 47. 2 Станиславский К.С. Работа актера над собой. - М.: Искусст­ во, 1949, п. п, с. 309. 3 Дмитриева Н.А. Изображение и слово. - М.: Искусство, I952, с* 23. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=