ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

танность в человеке противоречивых природных стремлений", б судьбе Сони - "хроническое" и потому противоестественное само­ отречение. Евангельскую "безличную" любовь к людям отрицает са­ ма жизнь. Ее "победа" в исканиях Андрея Болконского приходит в чао его смерти. В книге И.В. Чупряной в духе сегодняшних литературоведчес­ ких трактовок раскрывается и другая сторона утверждаемого Тол­ стым нравственного идеала. Толстой учит любить жизнь с ее обык­ новенными земными радостями, ощущать "силу жизни", как это свой­ ственно Наташе, и но только ей, но и многим героям из народной среды, включая Платона Каратаева. Пьер Безухов воспринимает сол­ дата как человека жизнелюбивого и жизненно цепкого, верующего в то , что каждый создан для счастья*"8 . В пору работы над "Войной и миром", в 1865 году, Толстой писал П.Д.Боборыкину: "Цель художника не в том, чтобы неоспори­ мо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить полюбить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях". Размыш­ ляя над этими оловами ТЬлстого, автор статьи "Почему живет клас­ сика?", замечает, что "это и есть то свое решающее измерение, какое дает всему классика, то утверждение чувства жизни, к како­ му она всегда в конечном счете приходит на самой большой, бы­ тийной глубине'"29. "Великой книгой жизни" называл "Войну и мир" И.Е.Репин, Величию идей этой книги способствовала нравственная требова­ тельность писателя к человеку, основанная на вере в его мораль­ ные силы, в ценность и силы самой жизни, в ее здоровое народное начало. Толстовская книга песет в себе "осердеченную" мысль о необходимости сохранения "чистоты нравственного чувства",воспи­ тания душевной отзывчивости, сознательного (не столько путем ра­ зума, сколько "умом сердца” ) приобщения к происходящему вокруг, наконец, мыоль о важности выбора правильной жизненной позиции. Чятателю-подростку, в ком проиоходит интенсивное формирование личности, она может дать многое. Итак, мы кратко познакомились с некоторыми из примечатель­ ных явлений в толстоведении истекшего десятилетия, представляю­ щих интерес для школьного изучения "Войны и мира". Были избра­ ны отдельные вопросы творческой истории, метода, жанра, фило­ софского наполнения, нравственного содержания произведения, которые в наибольшей мэре привлекают внимание исследовате­ лей. Заключая обзор, подчеркнем еще раз те возможности, которые дают используемые толстоведам? методы изучение произведения: 76

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=