ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
а связи по общенациональному совместному действию". Глобус во 110 дьера - символ всемирной связи людей, "любви” , подсказанной Каратаевнм, вокруг которого "высшая семья - народная". Во всем дом заметно начало, которое разовьется в более позднем творче стве Толстого и выкристаллизуется в идеал "всемирного братства" "по форме христианский, а по содержанию социалистический" так считает возможным охарактеризовать его Е.Н. Куприянова26. Однако Толстой, выверяя ценность человека по степени "со пряжения" его индивидуального существования о судьбой масс,на рода, не предполагает полного растворения личного в общем,обез личивания человека. В толстоведении все настойчивее акцентиру- ется эта мысль# Суровая оценка художником индивидуалистического сознания и морали, которыми он нацелил Наполеона, не привела к отрицанию "личного интереса", показывает Н.Я.Берковский. Более того, за метно его нерасположение к своей героине Соне-жертвеннице. Эго изм как момент, как переход в истории личности не отвергался Толстым . Толстой допускал "эгоизм", заметим от себя, в заботе о поднятии чувства личности и только в форме, близкой, хо тя да леко не тождественной, той, которая на языке Чернышевского име новалась "разумным эгоизмом" ("делай для других то , что ты хо чешь, чтобы они делали для те б я"). Л.Юотман, наблюдая резкие проявления индивидуальных ха рактеров среди обрисованной Толстым солдатской массы, делает вывод, что автор "Войны и мира", преуменьшая роль выдающихся личностей, поднимает в то же время значение каждого рядового че ловека. Затрагивая характеры главных героев романа, последова тельница расценивает, в соответствии с точкой зрения самого Тол стого, как законное, стремление Андрея Болконского к самоутвер ждению, не порицает его "аристократизм", который не помешал ему быть для овоих солдат "нашим князем” 27. Проблема личного и общего - в центре анализа нравственных исканий героев в главе о "Войне и мире" монографии Н.В.Чупри- аой. Суждения автора монографии не всегда бесспорны, а порой и явно ошибочны, особенно тогда, когда речь идет о фатализме Тол- °того, о его якобы неверии в опоообность человека управ лять собой, нравственно совершенствоваться и т* д . Но возьмем То Ценное, что содержится в книге. И.В.Чуприна напоминает о том, что для Толстого "идеал есть Гармония". В природе человека заложено стремление и к личному, й к общему благу. Образом Наташи ТЪлотой обнаруживает "э ту сну- 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=