ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
от признания огромного смысла массового народного движения в истории и отрицания единичных воль, составляющего суть и опре деляющего значение его философии истории, начинает преувеличи вать стихийность, непреднамеренность в действиях масс и умаяяц роль отдельной, не только выдающейся личности, заявляя о ее не свободе, когда он выражает недоверие к человеческому разуму, говорит о высшей силе, управляющей миром, загадочности путей провидения. Правда, тогда же Толстой оговаривается, что "фата лизм в истории неизбежен" для объяснения явлений, "разумность которых мы не понимаем". Однако, что очень важно, Толстой никогда не снимает проб лемы ответственности человека за свои поступки, так как счита ет, что "малый момент свободы всегда неотъемлемо принадлежит мне". Это значит, что человек в состоянии, по убеждению Толсто го , сделать самостоятельный выбор своего жизненного пути, своей нравственной позиции. Это одно из оснований веры писателя в мо ральное совершенствование человека и в реальное претворение в жизнь нравственного идеала. Каким видится автору "Войны и мира" нравственный идеал, ко го он считает его носителем - вопросы, которых не могут не ка саться, как мы наблюдали, исследователи различных сторон произ ведения, так как оно пронизано единой "народной мыслью". Не те перь установлено, что в "народной мысли" и заключено то пред ставление Толстого о нравственной норме, тот идеал, который ели вался с его пониманием жизни крестьянина. Сегодняшними исследо вателями это слияние подчеркивается как говорящее о том, что очень существенное для писателя понятие "вечной", общечеловече ской нормы имеет не отвлеченный характер, а насыщено иоторическ конкретным общественным содержанием. Закон единения как закон общественной жизни, в которой от дельный человек - "атом", необходимая частица целого, Толстой открыл, обратившись к жизни "миром", общей жизни цроотах людей, обнаружив здесь истинное понимание блага и счастья каждой лич ности. Как пишет Н.Я.Берковский, для Толстого "сохранение лич нос ти ... - в правдивом, массовом восприятии жизни и мира, в том, чтобы не расценивать мир вне себя как только средство для овоей личности. Как только личность.. .умеет подчинить себя большому миру, увидеть его самостоятельность, его поэзию, то т час и она внутренне оживает и тоже становится поэзией". Толстой жаждет коллективности, мечтает о содружестве лю дей. В его романе даны два типа связи: "малой семейной и боль 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=