ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

от признания огромного смысла массового народного движения в истории и отрицания единичных воль, составляющего суть и опре­ деляющего значение его философии истории, начинает преувеличи­ вать стихийность, непреднамеренность в действиях масс и умаяяц роль отдельной, не только выдающейся личности, заявляя о ее не­ свободе, когда он выражает недоверие к человеческому разуму, говорит о высшей силе, управляющей миром, загадочности путей провидения. Правда, тогда же Толстой оговаривается, что "фата­ лизм в истории неизбежен" для объяснения явлений, "разумность которых мы не понимаем". Однако, что очень важно, Толстой никогда не снимает проб­ лемы ответственности человека за свои поступки, так как счита­ ет, что "малый момент свободы всегда неотъемлемо принадлежит мне". Это значит, что человек в состоянии, по убеждению Толсто­ го , сделать самостоятельный выбор своего жизненного пути, своей нравственной позиции. Это одно из оснований веры писателя в мо­ ральное совершенствование человека и в реальное претворение в жизнь нравственного идеала. Каким видится автору "Войны и мира" нравственный идеал, ко го он считает его носителем - вопросы, которых не могут не ка­ саться, как мы наблюдали, исследователи различных сторон произ­ ведения, так как оно пронизано единой "народной мыслью". Не те ­ перь установлено, что в "народной мысли" и заключено то пред­ ставление Толстого о нравственной норме, тот идеал, который ели вался с его пониманием жизни крестьянина. Сегодняшними исследо­ вателями это слияние подчеркивается как говорящее о том, что очень существенное для писателя понятие "вечной", общечеловече­ ской нормы имеет не отвлеченный характер, а насыщено иоторическ конкретным общественным содержанием. Закон единения как закон общественной жизни, в которой от­ дельный человек - "атом", необходимая частица целого, Толстой открыл, обратившись к жизни "миром", общей жизни цроотах людей, обнаружив здесь истинное понимание блага и счастья каждой лич­ ности. Как пишет Н.Я.Берковский, для Толстого "сохранение лич­ нос ти ... - в правдивом, массовом восприятии жизни и мира, в том, чтобы не расценивать мир вне себя как только средство для овоей личности. Как только личность.. .умеет подчинить себя большому миру, увидеть его самостоятельность, его поэзию, то т­ час и она внутренне оживает и тоже становится поэзией". Толстой жаждет коллективности, мечтает о содружестве лю­ дей. В его романе даны два типа связи: "малой семейной и боль 74

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=