ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
здесь ТЬлстой дает почувствовать невозможность "замкнутого в самом себе существования". В прояснении смысла последних сцен в "Войне и мире" играет большую роль, по мнению исследователя, образ Николеньки, "едва ли не пластически", чаото одним своим присутствием обнаруживая относительность равновесия в лысогор ском доме и в мире^. Заметим, что в последнее время образ Николеньки все чаше отал привлекать внимание исследователей как в теме детства,со пряженной j ТЬлстого с мыоляыи о народе, о народном - непосред ственном, естественном взгляде на жизнь и человеческие отноше ния, так и в связи о анализом эпилога, придающего "Войне и ми ру" характер "открытой книги” , где ощутим мотив обновления жиз ни22. Вернемся к определению жанра "Войны и мира" и используем обобщающие формулировки, данные А.В.Чичериным, занятым этой проблемой на протяжении ряда лет, чья книга "Возникновение ро мана-эпопеи" вышла в 1975 году вторым изданием. "Роман-эпопея” - это произведение большого масштаба, в котором частная жизнь связана с историей народа", - так ученый расшифровывает понятие жанра "Войны и мира", подчеркивая одновременно, что в термине "роман-эпопея" "черточка не разделяет, а объединяет оба слова", возможно даже слияние их в одно. Строго говоря, этот жанр ~ "не объединение романа и эпопеи, а роман, разросшийся до эпопеи А.В.Чичерин справедливо предупреждает против неотчетливых и уже потому ошибочных определений типа "эпопея народного героиз ма", "историческая эпопея"23. Можно очитать, что трактовка жан ра толстовского произведения как романа-эпопеи прочно вошла в литературоведческий обиход. В Толстом.как эпическом писателе, справедливо заметила И.Борисова, многое объясняют философокие главы "Войны и мира" Мысли писателя о свободе и необходимости, вызванные желанием постичь общественную суть и назначение человека, его филооофил истории, выражающая доверие к народу как к великой творческой силе, прежде всего обусловили тяготение ТЬлстого к эпическому роду. Для понимания и оценки толстовской философии истории важ но правильное представление о месте и роли в ней фатализма - теории предопределения. В научной литературе до настоящего вре мени нет единой точки зрения на этот вопрос, хо тя основное на правление в его решении определилось довольно четко. Оно вырэ- зилооь, например, в монографии "Развитие реализма в русской 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=