ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

' дяет это слово в двойном его значении: мир как отсутствие вой- ни, согласие, тишина и мир - весь свет, все люди, народное пони­ мание братства, содружества. Рассматривая "мир" в толстовской книге как тему, проблему, идею, С.Бочаров подмечает закономерности в использовании писа­ телем опорного слова. Так, не случайными в контексте решения Толстым коренного, по его мнению, вопроса о смысле жизни, назна­ чении человека оказываются излюбленные им грамматические формы: в миру, в мире, миром. Писатель исолецует жизнь повседневную с ее сложным переплетением людских отношений - жизнь человека "в миру", Каждая отдельная судьба соотносится им с жизнью цело­ го (всего мира) как часть, атом, подчиняющийся общим законам мироздания ("во всем мире есть царство правды"). Обретает себя человек, осознав свою сопричастность общему, начав жить "миром" ("миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соеди­ ненные братской любовью ...")15. Подходя к трактовке заглавия романа от содержания другого ключевого слова - лейтмотива романа - "война", К.Н.Ломунов выс­ казывает мысль о том, что главную проблему романа "могло бы бо­ лее точно выразить заглавие "Война или мир?" В первой же сцене толстобокой антивоенной книги возникает спор об одном из проек­ тов "вечного мира", завезенном в Петербург аббатом Мэрио. Ана­ логичные споры велись среди цекабристоЕ. Набросал конспект ста­ тьи о вечном мире Пушкин. В пушкинском ключе дан у ТЬлстого не только образ Кутузова, но и Наполеона, и, как Пушкин, писатель утверждал дорогую для нашей современности мысль "о победе идеи мира над идеей агрессивной, захватнической войны"25. Примыкает к вопрооу о смысле, вложенном в заглавие тол­ стовской книги, вопрос о ее жанре, о том, что означала запись в дневнике периода обдумывания писателем "Войны и мира": "Эпи­ ческий род мне становится один естественен". Герой Толстого находится в разнообразных связях с миром и несет в себе, как показывает Я.С.Билинкис, "сопряжение" частной жизни и истории, прошлого и современности, что и сообщаот про­ изведению эпичность. Эпичны сами проблемы, которые выдвигаются в романе на первый план и которые встают перед героями,- соот­ ношения личной жизни и общей, личнооти и народа; в эпической плоскости они и решаются в романе - жизнь каждого взята в "мас­ штабе всенародной оудьбы". Говоря об этом, И.Борисова обращает­ ся к детальному анализу эпилога, где герои, казалось бы, погру­ жаются в благополучный, отрешенный от большой жизни быт, но и 71

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=