ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

цы тоястовецов, анализом канонического текста романа. Пафос большей части работ о "Войне и мире" заключается в утверждении ыысли о единстве идейно-образного содержания произ­ ведения, о нерасторжимоети романного и эпического начал, обос­ нованности общим строем и стилем романа каждого из способов и приемов изображения характеров и событий. Исследователи стре­ мятся постичь произведение как художественное целое. Этого тре­ бует системно-структурный подход к анализу произведения, но это же необходимо и ввиду того, что в толстовских творческих поис­ ках идеи художественного единства занимали громаднее место.Выс­ шей художественной задачей Толстой считал, как известно, задачу "все свести к единству", найти "замки сводов", выразить "сцеп­ ление" мыслей. Н.Чирков, фиксируя внимание на сложности жизненного процес­ са, воплощенного в романе, на непрерывности изменения характе­ ров персонажей (при том, что они всегда остаются "тождественны" оебе), улавливая ритм сюжетного движения, обнаруживает во всем "единство множества и множественное единство". Признаки динами­ ческого единства находит в композиции романа-эпопеи, в раскры­ тии образов, синтаксическом строе, выразительных средствах язы­ ка А.В.Чичерин. Так, часто употребляемые ТЬлстым грамматические формы причастий и деепричаотий органичны, по мысли исследовате­ л я, и для языка произведения, я для его композиции, постоянно осложненной пересечениями, из которых главное - "пересечение мира войной". То же отражается и в диалектике образов, когда "персонаж оказывается нацеленным непримиримо противоположными признаками, которые то сменяют друг друга, то совмещаются".Воп­ росу о том, как достигается единство художественного и понятий­ ного мышления в "Войне и мире", поовящен в статье А.Ф.Сергейче- вой анализ существенного элемента в структуре романа - повто­ ра (на материале изучения образов исторических персонажей)18. Уяснение того, что "Война и мир" представляет собой ярко выраженное структурное единотво, внутренне согласованную худо­ жественную систему, позволило литературоведам в анализе романа сделать упор на выделении повторяющихся "ключевых слов", то есть олов, неоущих основные понятия, с которыми связано содер­ жание произведения. Одним из них является слово "мир". Прочесть его по-толстовоки, раскрыть тем самым смысл заглавия романа отремилиоь многие из изучающих его текст. В статье С.Бочарова "Мир в "Войне и мире"" развивается, обогащаясь новыми суждения­ ми, известная в толстоведении мысль о том, что Толстой употреб- 70

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=