ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

J 4 НИ» • Все более входят в научный оборот рукописи "Войны и мира", пОЗВоляшие супить о творческом процессе писателя. Основной вы- в0Д> который следует из многообразных наблюдений литературове­ дов, это вывод о том, что в ходе работы писателя никогда не пре­ кращался процесс исследования, осмысления им действительности, поисков решения "больных1- для него и его времени вопросов, опре­ деления овоей позиции как автора произведения, вступающего в разговор с читателем и т .д . В процессе работы над "Войной и ми­ ром" продолжает развиваться мировоззрение писателя и его в з гл я ­ ды на задачи, цели, назначение искусства. Н.М.Фортунатов, посвятивший проблеме творческого процеоса Толстого специальные статьи, так объясняет, например, отрица­ тельные отзывы Тургенева о первых главах "Войны и мира": Турге­ нев произносит приговор, имея в виду не роман в его окончатель­ ном варианте, а "Тысяча восемьсот пятый год" - произведение,где не во всем еще определились характеры героев, отношение к ним автора и многое другое. Ни один из образов на протяжении дли­ тельной творческой истории романа не оотается неизменным.И это, подчеркивает Н.М.Фортунатов, - свидетельство особого типа твор­ чества. Планы ТЬлстого "более гибки и подвижны, чем, например, планы Достоевского, и бесконечно далеки от тургеневских предва­ рительных "наметок", его "формулярных списков" героев. Для ав­ тора "Войны и мира” характерно углубленное исследование, когда он сам "поглощен тем, что ояецит за логикой складывающихся ха­ рактеров, их отношениями". Это исключает авторский произвол, и герой в каждом своем поступке остается самим собой15. Оспаривая крайние выводы Фортунатова, несколько недооцени­ вающего роль авторского единого замысла, активности авторской позиции в произведении, А.В.Чичерин говорит о пересечении воли автора и движения характеров, о том, что Толотой, "ищущий.жад- но пытливый, не отходит от руля и этого не скрывает". При сли­ чении вариантов рукописей можно наблюдать, как пиоатель шел ко все большему прояснению для оебя и читателя своего понимания характеров и ообытий. Поэтому закономерен его выход к прямым рассуждениям и обобщениям в философских главах романа15. Обращение к истории создания "Войны и мира", таким обре­ зом, помогает понять многие стороны идейного замысла романа, характер художественного мышления писателя, помогает уловить своеобразные черты его творческого почерка. Добытые таким пу­ тем наблюдения и выводы подтверждаются, как свидетельствуют тру- 6Э

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=