ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

видеть силу обраэов героев толстовской эпопеи в близости их к реальным лицам, исследователь утверждает, что "сущность образу у Толстого вполне соответствует сушнооти прототипов". Слецстви ем глубокого понимания писателем исторической личности Кутузове явилось то , что в образе его нашло отражение народное пред­ ставление о полковоццо. Наполеон у Толстого мельче и ничтожнее реального Бонапарта, но в нем сохранены портретные черты чело­ века, претендовавшего на роль верховного властителя. Опора на реальные лица обнаруживается и при создании вымышленных героев. Другая оторона теории прототипов не менее существенна. Оно говорит о том, что художник не копирует, а преобразует прототип в интересах художественного обобщения. Возможно поэтому наличие нескольких прототипов одного героя. Образ Пьера, например, явил­ ся "результатом многообъемлющего синтеза", в котором учтен преж­ де всего исходный прототип - С.Г.Волконский12. Дополняют сказанное А. Чичериным замечания Г.Н.йцука о том, что сам Толстой, не отрицая, "сопротивлялся разговорам о прото­ типах и стремился поддержать образы на необходимом уровне "вы - мышленности". Останавливаясь на характере переработки реальных фактов в факты художественные, исследователь пишет, что'(автор "Войны и мира" как бы приравнивает исторические персонажи к частным лицам". Он намеренно приближает этим образы к читателю, делает понятным их помыслы и поступки, но при всем том сохраня­ ет их историческую масштабность*3. В научной литературе последних лет немало новых сведений 0 реальных источниках, из которых Толстой черпал, как он гово­ рил, "знание воех подробностей жизни". Важно, что эти сведения раоцениваштоя как материал для углубленного понимания содержа­ ния и поэтики произведения. Так, в книге И.Е.Гриневой, раокрив?- 1 .ей темы отражения культурной жизни общества начала XIX века и мастерства сатирического портрета в "Войне и мире", анализ документов эпохи, литературных и других источников подчинен це ли изучения отиля писателя, "внутренних сцеплений" эстетически: и нравственных идей. В главе, где прослеживается круг литератур ных интересов, художественных вкусов героев, выявляется, напри мер, глубоко неприязненное отношение ТЬлстого ко всему неестес­ твенному, ненатуральному, риторическому в жизни и искусстве, в чаотности, к сентиментализму и классицизму. Детально описывая отроение образов Василия Курагина и Аракчеева в соотнесении с их жизненными прототипами, автор книги выявляет принципы и при­ мы сатирического преломления отрицаемых Толста»' социальных явп 68

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=