ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
нако саШ трактозка психологизма "как споооба раскрытия глубин души человеческой" и одновременно "корней сложных общественных отношений" уточняет представление о толстовском реализме, йис- „тся и прямые высказывания относительно органичности для писа теля сочетания психологизма и эпичности. Следовательно, по су ществу понятие "эпико-психологический реализм" закрепляется за творчеством Толстого и авторами этой монографии10. Но каковы отличительные качества, способы познания мира и человека, конкретные признаки "'вкого рода реализма? На эти воп росы литературоведы отвечают уже при рассмотрении истории соз дания произведения, изучая творческий процесс, характер исполь зования Толстым реальных источников и материалов, решая пробле му прототипов героев толстовской эпопеи. "Творческая история "Войны и мира" помогает многое понять в самом характере толстовского реализма", - читаем в вышеназван ной монографии. В главе о "Войне и мире" материалами творчеокой иотории романа в числе других обосновывается положение об иссле довательском, аналитическом и одновременно синтезирующем искус стве Излстого. Как, например, реализовался исторический замысел? Толстой подбирал источники, как он сам говорил, с "рвением уче ного", руководствовался при этом мыслью - "главной" мыслью, од нако не рационалистической, а художнически прочувствованной. Толстой "полюбил" мысль народную, положив ее в основание всей структуры романа о самого начала его обдумывания <что подчерки вается в монографии) как безошибочную, да его представлениям, точку зрения, которая иомстяет понять и оценить сложную траги ческую эпоху 1812 года. Очень емко но смыслу высказывание Тол стого: "Представление об исторических лицах я событиях, состав- ишцееоя в народе, основано не на фантазии, а на исторических документах". В монографии обращено внимание на давний, ио ведущийся по сей день опор о доотовернооти созданных Толстим обраэов истери ческих личностей и на связанную о этим вопросом "теорию прототи пов". в споре отстаивается мысль о достоверности образов Напо леона и Кутузова. Даются ссылки на работу А.В.Чичерина "О значе нии прототипов в творчестве Льва Топетого"(1959)* . ■ А.Чичерин, не считая, видимо, что разговор Q прототипах исторических и вымышленных персонажей произво лений Толстого окончен, поместил названную статью в свой труд £нтм образа" (1973). Убедительно возражая противникам "теории 'Чютотипов" (прежде всего В.Шкловскому), которые отказываются 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=