ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
мая маски, стать на точку зрения простодушного "наивного кре стьянина" и др .). Заметив,что ленинские формулировки помогают исследователям стиля писателя, В.А.Ковалев обратил внимание на ленинское выражение "дойти до корня". Толстой действительно ра . крнвает перец своим читателем и "сущность явления ("корень"), и путь к установлению этой сущности". В его произведениях "не только высказывается правда, но и показывается путь, яроцеос ее исканий"8 . Используя ленинские статьи о Толстом в школьном изучении "Войны и мира", выясняя позиции писателя, чьи идеи связаны,как показывал В.И.Ленин, с конкретной эпохой, определившей оильные и слабые стороны его мировоззрения и творчества, обратим внима нив и на четкие ленинские формулировки особенностей толстовско го рвадиетического метода. Как уже говорилось, проблеме реализма "Войны и мира" и творчества ТЪлстого в целом в литературоведческих работах отво дится значительное место. Естественно, что решением этой проб лемы заняты, в первую очередь, ученые, заинтересованные в типо логическом изучении литературы. Определение специфики метода создания "Войны и мира" как эпико-психологического реализма, при котором проиохоцит слияние тончайшего психологического ана лиза с масштабным эпически).! охватом действительности, находим в сборнике "Проблемы типологии русского реализма". В статье М.Б.Храпченко разъясняется, что ведущие че р т толстовского реа лизма имеют основанием социальный и нравственный идеал хуцожни ка, мечтающего о справедливой обшей жизни, в сознании которого "идеи возрождения человека сливались с идеями возрождения на рода". Отсюда и размах его эпического творчества, и присталь ное внимание к внутреннему миру человека. Последним он особен но родственен Достоевскому, но эпичностью отличается от него9. В крупной раоотэ обобщающего характера, созданной коллек тивом научных сотрудников Института мировой литературы, - "Рня витие реализма в русской литературе" реализм Толстого рас сматривается в русле психологического точения критического реа дизма, которое объединяет типологически творчеотво Тургенева, Гончарова, Достоевского и др. Роман "Война и мир" характеризу ется в книге всесторонне, освещаются, хо тя и кратко, многие во просы его содержания, стиля, но преимущественно анализируется психологизм как доминирующее начало в методе Толстого. Тем оа мым предлагается, казалось бы, несколько суженное, а потому и не совсем верное понятие о реализме автора "Войны и мира". Од- ■Я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=