ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
ра", "тип " художественного мышления его автора, меото романа в общем литературном процессе. Но эти вопросы требовали дальней шего рассмотрения. К ним преимущественно и привлечено внимание юлстоведов в текущем десятилетии. Основой изучения "Войны и мира" и наследия Толстого в це лом явпястоя овладение ленинским подходом к анализу эпохи,лич ности, мировоззрения и творчества писателя. Воспринять содержа ние статей В.И.Лвнина о Толстом во воей их полноте и по возмож ности с исчерпывающей глубиной всегда было определяющей задачей литературоведов6 . В теме "Ленин о Толстом", разрабатываемой сегодня, продол жает акцентироваться чрезвычайно важное положэние о единстве ми ровоззрения и творческих поисков Толстого . Не было двух ТЪл- стых. В.И.Ленин никогда не отделял Толстого-пиоателя от Тояото- го-мыслителя, сила которого, с одной стороны, и слабость - о другой, не могли не сказаться в художественной деятельности ав тора "Войны и мира” . Статьи Ленина о Толстом учат вместе с тем видеть своеобразие ‘Ibлетого-худонника; постигая идейно-художе ственную позицию писателя, обнаруживать конкретные признаки свойственного ему реалистического мастерства. "Яснополянский сборник" 1970 года, посвященный столетию со дня рождения В.И.Ленина, открыла статья К.Н.Ломупова, характе ризующая ленинский этап в изучении наследия Толстого, методо логическое значение статей Ленина, ценность его понимания про тиворечивой личности и творчества писателя. Автор статьи оообо указал на то , что нельзя сводить содержание ленинских работ о Толстом к социальным, политическим, философским идеям - при всей их значительности. Ленин уделил большое внимание также и эстетическим проблемам, характеризуя 'Толстого как художника. К этому тезису К.Ломунов возвращался не раз и в других своих работах, считая необходимым выделить в ленинокпх оценках Тологого-хуцожника определения, касающиеся специфики его мето да; "самый трезвый реализм", "срывание всех и всяческих масок? "поразительная рельефность", "великая наглядность" и другие, эстетические но своему существу понятия, как "пылкое возмуще ние", "стихийное чувство протеста и негодования" и т . д . 7 В том же состоит и аафос статьи Н.М.Фортунатова. Он пишет, что В .И . Ленин обнаружил "действительно характерные моменты гворческой манера Толстого", к тому же такие, которые лорогя самому писателю ("искренний протест", "сила чувс тв, страст ность" , активность авторокой позиция, стремление и jm m t 4 w r. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=