ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
традиции русской романистики, т . к . , по мнению Федина, тема ухода протянулась через всю русскую классическую литературу - от "Цы га н ", "Мцыри", "Героя нашего времени", потом к тургеневскому "Р у - дину", Доотоевскому, а после ТЬлстого - вплоть до чеховокой "Дамы с собачкой". Эта традиция, считает Федин, в свою очередь, воспри нята от фактов российского быта: "уход от кабалы, уход от посты лой семьи, от службы, уход в вольницу, а монастырь, в затвор, в глухомань..." (с .254). Весьма часто, продолжает писатель, этот уход совершался "из протеста (в революцию, в подполье) либо из идейного стремления переродиться нравственно (уход к "опрощению" - от барства)" (там же). Федин утверждает, что "уходы" - это русокая тема, воплощающая особенности исконно русской судьбы. Бо лее того, тема "ухода" принесла русской литературе триумфальную мировую славу, ибо западноевропейский читатель, пребывающий в атмосфере распада буржуазией цивилизации, закономерно испытыва ет тягу к русскому искусству, выразившему, по определению Федина, "бунт личности против себя и против "всех" одновременно" (там же). Вели судить даже по отдельным наброскам романа, связанным со стремлением автора раскрыть глубинные истоки философоких раздумий Пастухова по поводу проблема "ухода", то можно убедиться в том, что в самом главном, в отношении к социалистической революции, к идейным и нравственным принципам, провозглашенным коммунистами, Пастухов испытывает безоговорочное доверие: "История решила за нас: ежели и есть к кому прибиться, так это к большевикам. Боль шевики тем крепки, что держатся один за другого. Понимают лучше всех, что отцепись они друг от друга - их тоже разнесет по ветру, как н а с ..." (там же). Да, Пастухов накрепко "прибился" к больше викам. Когда он, размышляя о трагической оудьбе Толотого, пытает ся соизмерить о ней свой путь, то отчетливо понимает, что в жизни его как раз и не хватило "большого ухода", т . е . , как это мы пони маем, страстного, решительного и бескомпромиссного разрыва с нрав ственной инфантильностью, барством, творческой бесхребетностью, легкомыслием в личных отношениях. Изображение того, как Паотухов "загорается желанием действо вать, переменить, исправлять свой быт, свою жизнь" (о .268), по предположению Федина, должно было стать ключевым моментом в эво люции этого героя. "Сны и бред, - записывает Федин, - сопутству ют его раскаянию в напрасной растрате таланта,в измене своему да р у .. ." (там же). В черновых материалах содержатся многочисленные свидетельства того, как фединский герой в трагическую осень 41- го года подвергает мучительному и беспощадному самоанализу свою
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=