ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
ЛУ иллюзиями, носящими качественно стличннй характер. Доулы.вто- пично решив стать слепыми, приобрели больше, чем потеряли. Ми ровоззренческая позиция Синга в "Источнике святых" сродни идеям Толстого, содержащимся в его трактате "О жизни": человек "ово- им страданием выкупает и свои, и чужие грехи, своим заблуждени ем производит свои и чужие страдания и своим избавлением от за блуждения избавляет себя и других от страданий"1. Дейотвие в "Источнике святых", направленное на раскрытие характеров, возникает из их внутренней диалектики, противоречи вости. Логическая мотивировка событий сочетается с их психоло гической мотивировкой. Драматическое действие в данном случае имеет два пласта времени, временной меры. События, о которых рассказывается в пьесе, произошли "сто или несколько сот лет то му назад” . Прием подчеркнуто декларированного отнесения времени действия в древность необходим драматургу, чтобы замаскировать актуальность проблематики, чтобы ввести в заблуждение цензуру. Второй пласт - собственно время развития, проявления драматиче ского действия: это осень в I -м пействии, зима во 2-м и весна в 3-м. За относительно короткий срок в жизни героев происходят ообытия большой важности, и этот период значительнее всех про житых лет. Реальная последовательность событий совпадает с раз витием действия и движением драматического времени. Синг следу ет принципам единства времени в драме, о которых, раскрывая их суть, С. Владимиров пишет: "Отношения., связанные с обстоятель ствами места и времени, не сводятся к созданию иллюзии правдо подобия, осязаемой реальности обстоятельств... В системе драмы обстоятельства места в времени приобретают образную, метафори ческую природу...'Драма X IX в . категории времени и места пере водит в систему исторически конкретной д р а м а т и ч е с к о й с р е д ы "2 . Нравственное отношение Синга к изображаемому проявляется через отихию народной речи, раскрывающей внутреннюю конфликт- нооть героев. Именно вто придает пьеое строгую законченность. Веномним решение этого вопроса Толстым: "...цемент, который свя зывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого Цроизвоцит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и по ложений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету"3 . Интонационная окраска, конструкция фразы I Толстой Л.Н. Поли.собр.ооч., т . 26, с . 634. * Владимиров С.Действие в драме.-I.: Искуоство,1972, о .132. ° Толстой Л.Н. Поли.собр.ооч., т.3 0 , с .18-19. 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=