ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

Образом Святого Синг продолжает тему развенчания ирландско­ го католического священника, намеченную в предыдущих его пьеоах ("Уходящие в море", "Свадьба лудильщика"). Движущая сила кон­ фликта между слепым и Святым - идея противопоставления их в з гл я ­ дов на реальность и назначение человека. Чистым и безгрешным называет Мери Святого до исцеления, воплощением отрешенности от всего мирского, греховного. Сам Святой фарисейски разглагольст­ вуе т: "А потому я и прихожу к таким, как вы, кто изможден и бе­ ден, кого богатые люди едва замечают, разве что бросят им иног­ да медный пятак или корку хлеба" (118). Ревностно выполняя за­ дачу охраны устоев буржуазного общества, Святой обращает взоры и помыслы паствы только на господа бога, убеждает прихожан петь славу "нашему создателю". Ложь, лицемерив - ведущие черты харак­ тера Святого. Синг, как и Толстой, системе мертвящих отношений буржуазной государственности противопоставляет жизнестойкую структуру семьи. Б "Источнике святых" отсутствуют четкие жанровые рамки.Сам драматург определял первое действие как трагикомическое, второе - как комическое с привнесением элементов лиризма. Для данной пьесы характерно соединение конкретной обыденной обстановки с оимволикой, гротеском, фантастикой; налицо использование жанро­ вых признаков миракля. В этом плане драматургическое искусство Синга развивается в русле традиций реализма. "Критические реа­ листы, - констатирует, например, Б.Л.Сучков, - широко прибегали к гротеску, гиперболизации изображения, стремясь при посредстве парадоксальности образной системы передавать парадоксальность самой жизни"*. Использование трагической иронии, диалектически дополняю­ щей и оттеняющей драматическое, становится главным принципом драматургического метода в "Источнике овяты х". Шор здесь при- ооретает черты гротеска, привкус горечи, усиливая критическую направленность пьесы; в пределах одного произведения органичес­ ки соединены драматическое, комическое и лирическое начала.Ио- токи драматической иронии заложены в том, что мы знаем: пред­ ставление Доулов о оебе как о людях совершенной физической кра­ соты не соответствует действительности. Горькая ирония и в том факте, что Тиши, Молли - "зрячие” персонажи - слепы в большей степени, чем слеше Доулы; их мир тоже выстроен на лжи и пото­ му так же иллюзорен, как мир Шртина и Мери. ЕЬбор олепых в фи- нале - эго не выбор между иллюзией и действительностью, но меж- I Сучков Б. Исторические оуцьбы реализма. - М. :Наука, 1973,с .243,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=