ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

участия тех, кто живот в реальной мире. Иллюзорное представ­ ление о действительности зиждется у них на силе воображения - да­ ре, присущем художественно одаренным натурам; его лишены Тимми и М>яли. До встречи со Святым слепых отличает возвышенно-опоэтизи­ рованное, жизнеутверждающее видение мира. Они уверены в собст- ревной краооте. Чудо, весть о котором принесла Молли, достаточ- Во сомнительно и абстрактно для Мартина, а вот золотые волосы Мари» ее "белая кожа и ее большие глаза - все это настоящее чу­ до и в самом деле" (1 Г7 ). Р^ка об руку о <|внтазией и мечтой идут по жизни герои "Источника с вяты х". Сила воображения помогает им абстрагироваться от низменных и жестоких сторон реальной жизни. Но отоило слепым прозреть, как они отолкнулиоь о безжалостной, грубой реальностью. Мартин еще живет прошлым и, принимая Молли за Мери, произносит отраотный монолог, звучащий трагтропически: " . . . у тебя действительно роскошные волосы... и нежная кожа, и такие глаза, что они заставили бы о вл ты х ... упаоть о неба, за­ смотревшись на тебя" (120). Й 1 дом ремарок ("толпа громко хохо­ че т", "толпа опять хохочет") драматург усиливает трагизм ситу­ ации, кульминация которой - страстное в безысходном горе обра­ щении Мартина к толпе: "Что у вао ни отыда.нп оовеоти нет . . . что вы надо вшой издеваетесь и дурака из меня строите в этот великий день моей жизни?" (121). Прозрев, Доулы вольно пли не­ вольно отановятоя членами той "зрячей" общины, которая только что глумилась над ними, и, как это ни парадоксально, процесс вживания происходит довольно быстро. Синг не идеализирует геро­ ев о их эгоизмом, самодовольотвом, пренебрежительным отношени­ ем к другим. Действительность сломала привычные представления, привитые прежним образом жизни, трагичеоки изменила судьбу слепых. Ис­ точник драматизма характера Мартина - в нежелании до конца сми­ риться о образом жизни, который ведут Тимми и Мэлли; он осозна­ ет свою несовместимость с миром j o t : "...уж е много лет я был чужой для мира, даром что был полон любви я говорил о любви" (132). Мартин стремится увести из этого миря нравственно иска­ леченную Мэлли и находит глубоко поэтичные олова для выражения своего чувотва: "А уж как бы это было чудесно, если бы кто зря­ чий потом оолеп и не видел ничего бояыпв, кроме твоих г л а з ... л блуждал бы по дорогам, а они бы овяли над ним ..." (133) И в ванном случае просматривается преемствепнооть толстовской тра­ диции - диалектичеокой связи национального эпоса о драмов, про­ никнутой лиризмом, напряженной эмоциональноетыо. 57

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=