ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
участия тех, кто живот в реальной мире. Иллюзорное представ ление о действительности зиждется у них на силе воображения - да ре, присущем художественно одаренным натурам; его лишены Тимми и М>яли. До встречи со Святым слепых отличает возвышенно-опоэтизи рованное, жизнеутверждающее видение мира. Они уверены в собст- ревной краооте. Чудо, весть о котором принесла Молли, достаточ- Во сомнительно и абстрактно для Мартина, а вот золотые волосы Мари» ее "белая кожа и ее большие глаза - все это настоящее чу до и в самом деле" (1 Г7 ). Р^ка об руку о <|внтазией и мечтой идут по жизни герои "Источника с вяты х". Сила воображения помогает им абстрагироваться от низменных и жестоких сторон реальной жизни. Но отоило слепым прозреть, как они отолкнулиоь о безжалостной, грубой реальностью. Мартин еще живет прошлым и, принимая Молли за Мери, произносит отраотный монолог, звучащий трагтропически: " . . . у тебя действительно роскошные волосы... и нежная кожа, и такие глаза, что они заставили бы о вл ты х ... упаоть о неба, за смотревшись на тебя" (120). Й 1 дом ремарок ("толпа громко хохо че т", "толпа опять хохочет") драматург усиливает трагизм ситу ации, кульминация которой - страстное в безысходном горе обра щении Мартина к толпе: "Что у вао ни отыда.нп оовеоти нет . . . что вы надо вшой издеваетесь и дурака из меня строите в этот великий день моей жизни?" (121). Прозрев, Доулы вольно пли не вольно отановятоя членами той "зрячей" общины, которая только что глумилась над ними, и, как это ни парадоксально, процесс вживания происходит довольно быстро. Синг не идеализирует геро ев о их эгоизмом, самодовольотвом, пренебрежительным отношени ем к другим. Действительность сломала привычные представления, привитые прежним образом жизни, трагичеоки изменила судьбу слепых. Ис точник драматизма характера Мартина - в нежелании до конца сми риться о образом жизни, который ведут Тимми и Мэлли; он осозна ет свою несовместимость с миром j o t : "...уж е много лет я был чужой для мира, даром что был полон любви я говорил о любви" (132). Мартин стремится увести из этого миря нравственно иска леченную Мэлли и находит глубоко поэтичные олова для выражения своего чувотва: "А уж как бы это было чудесно, если бы кто зря чий потом оолеп и не видел ничего бояыпв, кроме твоих г л а з ... л блуждал бы по дорогам, а они бы овяли над ним ..." (133) И в ванном случае просматривается преемствепнооть толстовской тра диции - диалектичеокой связи национального эпоса о драмов, про никнутой лиризмом, напряженной эмоциональноетыо. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=