ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

"смотрят друг на друга тупим, невидящим взором"1, не веря, что "старая сморщенная женщина" и урод "с этими его толстыми нога­ ми и тонкой шеей, как у барана", - это они сами и есть. Дело едва не доходит до драки, но Святой останавливает их. Тимми берет Мартина и Мери к себе; Мартин рубит дрова, а Мери косит траву. Друг с другом бывшие слеше почти не разговаривают. Мар­ тину нравится Молли, и он открывает ей свои чувства. Оскорблен­ ная этим, девушка призывает на помощь Тимми. Тем временем дей­ ствие святой воды прекращается, (Лартин и Мери внось слепнут и возвращаются к прежнему образу жизни. Святой делает попытку ис­ целить их во второй раз, но те требуют оставить их в покое и навсегда уходят из деревни. Не без влияния Толстого Синг один из первых в Ирландии за­ говорил о кризисе буржуазного гуманизма, сделался "разрушите­ лем старого феодально-крепостнического мира и его устоев"2. Проблема реалистического изображения жизни ирландской деревни в основе "Источника с вятых". Выбор теш примечателен в том отно­ шении, что указывал на открытый протест изображать сельскую Ир­ ландию В романтичеоки-ицеализированном духе. В пьесе проявилась определенная двойственность социальной позиции драматурга, выра­ зившаяся в призыве бежать от грубого мира действительности в ил­ люзорный мир мечты (так же уходят от борьбы и герои Полотого). В то же время, полемизируя с эстетскими тенденциями в ирландской литературе этого периода, разрешая традиционно декадентскую те- (ду в русле реалистического метода, Синг сюжетный лейтмотив (тема Святого и "чуда") использует как средство развенчания убожества собственнического мира. К цельности в изображении человека, глубине социальных обой щений, свойственных русскому классическому реализму, реализму ТЬлотого, стремится и Синг. Психологизм у него приобретает соци­ ально-критическое направление, его занимает социальная типич­ ность характеров. Действительно, "у истоков больших психологи­ ческих открытий... стоит Толстой с его "диалектикой души"3 .Ори гинальность разрешения идейно-психологического конфликта, мас­ терство психологической характеристики убедительно проявились в изображении центральных персонажей, Мартина и Мери, рупоров идей драматурга. Слепые пребывают в мире мечты, созданном не 1 Синг Джои Миллингтон. Драла.- Л .-М .: Искусство,1964,с .122 (далее ссылки на это издание с указанием страниц в тексте). 2 Алексеев М.11. Русские классики в литературах англо-романско­ го мира. - Съезда, 1944, Д 5, с .118. 3 Моталева Т. Указ. соч., с .194. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=