ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

qsofl. обладающая высокими художественными качествами, написан­ ная на живом, образном англо-ирландском диалекте, проникнутая глубокой верой в право своих героев, людей из народа, на счас­ тье и радость (героев, изображенных с реалистической правдиво- 0 тью, лишенных идеализированно-романтического флора), пьеса - убедительное художественное воплощение эстетических принципов драматурга. Как никто другой из ирландских драматургов, близок в данной пьесе Синг толстовскому критерию истинного искусства: простолюдин, мужик, человек третьего сословия должен быть ос­ вещен "братским чувством". Синг осваивает и продолжает толстов­ скую традицию:'герои ирландского драматурга ощущают себя части­ цей человечества; драма воспринимается Сингом как особый, "ду­ ховный" жанр, в рамках которого художник имеет максимум возмож­ ностей для выражения "отношения людей к богу, к миру, ко всему вечному, бесконечному"1. Много сил положил Синг на критику лицемерия, лжи, фальши буржуазного общественного устройства, в особенности главного его института - церкви. Он, как и Толстой, не принимает "гос­ подствующие нормы жизни". С особой силой эта идеологическая чер та мировоззрения Синга отразилась в пьесе "Источник святых" ("Йж lt d i tyf tA i ■iiunf-j " , 1904). Сюжет пьесы строится как ряд нарастающих столкновений в процеосе драматической борьбы героев не только с окружающей их средой, но и с оамим собой. Двое слепых нищих, Мартин и Мери Доупы, узнают от Тимми-кузнеца, что в скором времени на перекрестке, где они просят милостыню, про­ изойдет чудо. Нет, это будет не открытие кабачка, как предпола­ гает Мартлн, и не расправа над вором, как думает Мери. Чудотво рец несет святую воду, набранную из источника, бьющего на ос­ трове, где находится могила четырех блаженных святых, обладаю­ щую свойством возвращать людям зрение. Радость Мартина и Мери безгранична. Уже сегодня они у в и д я т друг друга. Деревен окне цвЕушки, Молли Берн и Брайд, приносят металлический кув­ шинчик оо святой водой, колокольчик и плащ - атрибуты Святого, который вскоре появляется в сопровождении толпы. Святой ведет •'•артина в церковь, где исцеляет его. Мартин в состоянии экста­ за. Он узнает всех крестьян, но принимает красивую, о роскошны “к волосами Молли за Мери: ведь односельчане всегда называли 9Го жену "слепой красавицей из Бэллинагоуна". Молли возмущена притязаниями М|ртина. Святой исцеляет его жену; . Мнртии и Моги * Толстой Л.Н. Поли.собр.ооч., т . 35, о .<267. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=