ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
есах. - реальная действительность"1. Сингу, в частности, \^Ш оъ открыть новую страницу в истории ирландской драмы,пото- ya8qT 0 значительное содержание, "важное для жизни людской", по ^лстоМУ. ” главный идейно-эстетический критерий ирландского семьи всегда особенно волновала Толстого. "Тсл - сгой подходил к этой проблеме,- отмечено советской критикой, - большой долей личных эмоций, для него она оборачивалась живы- .щ ерзавшими его переживаниями. Он утверждал, что семья - это единая живая плоть. В его драме плоть разрывается, части нерас торжимого единства вступают в антагонистические конфликты"".Та кова же природа конфликта, аналогичны особенности развития дра матического действия (в сравнении, например, с "Властью тьмы” ) в пьесе "В сумраке долины". Драма неуцавшейся жизни угадывается за монологом Норы, за неутешительными шалями о неумолимо надви гающейся старости.Этот монолог строится как единое целое, пре рываемое иногда репликами Майкла, мужа Норы, о деньгах.Драмати ческий подтекст искусно маскируется комедийностью некоторых си туаций, намеренно приближенных к фарсу: оживает "покойник" и просит Бродягу дать выпить чего-нибудь - оказывается не так-то просто прикидываться мертвым. Фарсовая ситуация сменяется сце ной высокого драматического напряжения, когда Нора анализирует прошедшую жизнь и незавидную перспективу на будущее. Синг здесь умело и естественно то снижает, то усиливает серьезность звуча ния целого, размывая границы между "чистой" трагедией и "чистой" комедией. Произведения, подобные "В оумраке долины", дали осно вание советской критике сделать следующий вывод: "Между комеди ей, драмой и трагедией нет навсегда установленных, четко разме ченных границ. Комедийные ситуации и характеры могут органичес ки входить в образную ткань драмы и трагедии. Это смешение раз ных начал означает реальную сложность и противоречивость жизнен ных процессов, позволяя драматургу достичь наибольшей глубины и объективности в изображении действительности"3 . Драматическое действие "В сумраке долины" развивается по законам" драмы, как их понимал Толстой, отмечавший: "Условия всякой драмы. . . заключаются в том, чтобы действующие лица были, 1 M / r i / k 4-ит. C olh tled Ш ь Ь . £ , Ш - 1Ш, р If- п. XJJ?.’ Дотман Л.М. Эстетические принципы драматургии Толстого. - “ к н .: Л.Н.Толстой и русская литературно-общественная шель. Д .: Паука 1979, с .264. бахновокий-Нанков В.А. О комедии. - Л .-М .: Искусство,1964, C.49-51J. художника. Проблема
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=