ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
духовное освобождение; природа - единственное, на что можно положиться в мире, где чувства подвергнута коррупции. "Старин ный сюжет о молодой женщина, - обращает внимание А.Гвоздев, - связанной браком со старым мужем, оформляется Сингом как про тест против власти денег и как защита свободного существова ния, порывающего с затхлым миром собственника"*. Синг, таким образом, в этой ориентированной на общенародного зрителя (по добным образом, отметим, решает проблему аудитории Толстой) одноактной миниатюре выступает против социальных, моральных,ре лигиозных принципов современной ему буржуазной Ирландии. Обли чая общественное зло, освещая трагические явления бытия, Синг вслед за Толстым в иронии видит наиболее действенное средство. Природа, как и у Толстого, занимает важное место в фило софско-эстетической концепции Синга. Эстетике пейзажа придает ся особое значение. "Темные ночи" в долине, "дождь среди тума на", болота, на фоне которых протекает жизнь героини Норы, под черкивают ее одиночество и усиливают стремление вырваться из затхлого мира, из "сумрака долины" (название пьесы символично). Нора по-своему борется с долиной, ища выход в замужестве. Но только Бродяга, человек, познавший природу, помогает Норе прео долеть страх перед ней: долина - это еще не вся природа, не весь мир. Народная основа драм Толстого - отправная точка эстети ческих размышлений, творческой практики ирландских драматургов, отразивших историческое развитие нации. "В сумраке долины" часто воспринимали как мелодраму с некоторыми фарсовыми приема ми; в цействить.г пости здесь нарушены все каноны этого жанра. Миниатюра Синга стала одной из первых "крестьянских пьео", по ставленных Театром Аббатства в Дублине/после чего заговорили "методе Театра". Затем последовали пьесы других ирландских драматургов, разрабатывавших крестьянскую тематику, - П.Колума, Л.Робинсона, Т.Мюррея, в известной мере оказавших влияние на англоязычную драму (Дж.Мэнсфилд в Англии и Ю.О’Ния в Америке). Основные принципы "метода Театра" были определены в брошюре, изданной в 1906 г . : "Народная пьеса предъявляет- особые требова ния к сценическому воплощению; все актеры... знают обычаи, при вычки ирландских крестьян. В их игре сохранены характерные жес ты ирландца из сельской местности. Реквизит - не ст^учайный на- бэр из театральной костюмерной...; за событиями, отображенными I Гвоздев А.Ирландский театр. - Искусство и жизнь,1940,№6,с.13.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=