ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

духовное освобождение; природа - единственное, на что можно положиться в мире, где чувства подвергнута коррупции. "Старин­ ный сюжет о молодой женщина, - обращает внимание А.Гвоздев, - связанной браком со старым мужем, оформляется Сингом как про­ тест против власти денег и как защита свободного существова­ ния, порывающего с затхлым миром собственника"*. Синг, таким образом, в этой ориентированной на общенародного зрителя (по­ добным образом, отметим, решает проблему аудитории Толстой) одноактной миниатюре выступает против социальных, моральных,ре­ лигиозных принципов современной ему буржуазной Ирландии. Обли­ чая общественное зло, освещая трагические явления бытия, Синг вслед за Толстым в иронии видит наиболее действенное средство. Природа, как и у Толстого, занимает важное место в фило­ софско-эстетической концепции Синга. Эстетике пейзажа придает­ ся особое значение. "Темные ночи" в долине, "дождь среди тума­ на", болота, на фоне которых протекает жизнь героини Норы, под­ черкивают ее одиночество и усиливают стремление вырваться из затхлого мира, из "сумрака долины" (название пьесы символично). Нора по-своему борется с долиной, ища выход в замужестве. Но только Бродяга, человек, познавший природу, помогает Норе прео­ долеть страх перед ней: долина - это еще не вся природа, не весь мир. Народная основа драм Толстого - отправная точка эстети­ ческих размышлений, творческой практики ирландских драматургов, отразивших историческое развитие нации. "В сумраке долины" часто воспринимали как мелодраму с некоторыми фарсовыми приема­ ми; в цействить.г пости здесь нарушены все каноны этого жанра. Миниатюра Синга стала одной из первых "крестьянских пьео", по­ ставленных Театром Аббатства в Дублине/после чего заговорили "методе Театра". Затем последовали пьесы других ирландских драматургов, разрабатывавших крестьянскую тематику, - П.Колума, Л.Робинсона, Т.Мюррея, в известной мере оказавших влияние на англоязычную драму (Дж.Мэнсфилд в Англии и Ю.О’Ния в Америке). Основные принципы "метода Театра" были определены в брошюре, изданной в 1906 г . : "Народная пьеса предъявляет- особые требова­ ния к сценическому воплощению; все актеры... знают обычаи, при­ вычки ирландских крестьян. В их игре сохранены характерные жес­ ты ирландца из сельской местности. Реквизит - не ст^учайный на- бэр из театральной костюмерной...; за событиями, отображенными I Гвоздев А.Ирландский театр. - Искусство и жизнь,1940,№6,с.13.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=