ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
В.С.КАМЫШЕВ О ВЛИЯНИИ ДРАМА1УРГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ Л.Н.ТОЛСТОГО НА ИРЛАНДСКУЮ ДРАМУ КОНЦА X IX - НАЧАЛА XX ВВ. Творческое наследие Толстого - та ступень, без осознания, ос мысления которой нельзя понять реализм XX века. И сегодня в цен тре внимания советских, зарубежных исследователей - философские, социальные, этические проблемы многогранной деятельности русско го писателя, вопросы, обозначенные В.И.Лениным:"Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в худо жественном развитии всего человечества'1^. Русский классический роман, русская классическая драма, в особенности драма Толстого, открывала широкие перспективы жанро вому своебразию в решении трагической темы прежде всего, так убе дительно весомо прозвучавшей в творчестве лидеров ирландского Воз рождения У.Б.Йетса, Дж.И.Синга. "Величие ТЬлстого, - справедливо , замечает критик, - связано с тем, что в его лице вошел в соприкос новение с новым временем духовный пласт огромной, почти необозри мой мощи. Это не просто опыт второй половины X IX века, на которую падают годы главных его писаний. И даже не опыт всего этого сто летия в целом - столетия веры в прогресс, позитивной работы и триумфального шествия конкретных наук. И даже не опыт столь люби мого Толстым ХУШ века, века всевозможных абсолютов, века Руссо с его "естественным человеком" и "общественным договором". В твор честве Толстого спрессовался духовный опыт много большей глубины и дельности, опыт, уходящий за грань самого Проовещения, в довоз рожцеЕческие глубины и дали. Здесь воистину спрессовались тыся челетия"^. Выявление меры и степени воздействия идей Толстого, его дра матургических принципов на становление, развитие ирландской драмы рубежа XIX-XX в в . - одна из задач, которая требует решения. Глав ное - показать внутренние связи русского и ирландского прячятур- 1 Ленин В.ЙГ ПотаГсобр.соч., т . 20, сД9. 2 Аннинский Л. Невзятая крепость: Толстой и киномышяение. - Во просы литературы, 1979, № 2, с. 137. №
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=