ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
ствовала ужасно" и т .п . Это субъективное восприятие Крейцеровой соната, о чем свидетельствуют и поздние слова ТЬлотого: "Я не вижу в этой сонате того, что я приписывал ей в своей повести"1. В "Крейцеровой сонате" и “Гранатовом браслете" бетховенская музыка созвучна разным чувствам героев, она субъективно окрашена их вооприятием. "Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плака л а ... И в это время удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала: "Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. D j обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и послед няя любовь. Успокойся, я о тобой ...", - так умиротворяюще и овет- ло звучит великая музыка в "Гранатовом браслете" (4 ,480 ). Любовь Желткова не умирает вместе с ним. Духовно воскрешая княгиню Веру и ее мука, раскрывая перед ними мир ранее неведомых для них чувств, она возрождается в общечеловеческой любви, являю щейся, по мысли писателя, залогом иных, здоровых нравственных и ооциальйых отношений в обществе, основой семейного очаотья. "Одна есть общая и главная черта хорошей жизни, - писал Толстой в 1906 г . , - это стремление к совершенствованию в любви. Вот это, если есть в воспитателях и если этим заразятся дети, то воспитание будет недурное"2. Как символ общечеловеческой любви в "Гранатовом браслете" воспринимает читатель благоговейное чув ство княгини Веры, положившей в гроб Желткову большую красную розу. Сходство авторских тенденций в столь различных произведени ях - в призыве к совершенствованию духовного мира человека, к по беде высокого над всем низким и темным, - победе, облагораживающе природу человека. Это проявляется и при разрешении внешне сходных сюжетных кон фликтов, имеющих различный социально-психологический аспект, но связанных с одним - утверждением единения людей как должного в жизни. В этом плане семья Шейных, взаимоотношения в которой основы ваются на духовной близооти супругов, доверии друг к другу, резко контрастна позднышевокой. Этим обусловлено и различное разрешение в семьях оходного конфликта при появлении в их жизни третьего ли ца. Конфликты и в первом и во второй олучаях заканчиваются тра- 1 Гусев Н .Н ., ольденвейзвр А .Б. Толотой и музыка воспоминания. —ш., I95 vj . с.*.6* 2 Толстой Л.Н. nli сли о воспитаний и обучении. - Всемирный вест ник. СПб., 1906, сент., с .И . 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=